Российская банковская система не пострадает из-за Кипра

| статьи | печать

В четверг, 28 марта, после почти двухнедельного перерыва открылись кипрские банки — острую фазу кризиса можно считать оконченной. К открытию банков финансовые власти страны приурочили введение нескольких жестких мер, действие которых, как предполагают аналитики, продлится существенно дольше заявленной одной недели.

Итак, запрещены любые электронные переводы средств с Кипра, а частные лица не могут за пределами Кипра снять свыше 3000 евро со счетов кипрских банков; сейчас ограничение тоже есть, но оно составляет 10 000 евро.

Внутри страны будет по-прежнему действовать лимит на снятие средств, но если сейчас он составляет всего 100 евро, то с момента открытия банков — 300 евро, правда, в месяц с карты можно будет снять не более 5000 евро. Банкам запрещено менять чеки на наличные — только зачислять на депозиты, а со срочных депозитов запрещено снимать деньги до конца их срока.

Чтобы у киприотов не было сомнений в достаточном количестве денег, европейский ЦБ выслал в среду на Кипр специальный самолет с 1,5 млрд евро в контейнерах и обещал выслать еще — если понадобится.

Банковские аналитики удивляются действиям кипрских финансовых властей, говоря, что такие меры скорее характерны для авторитарных режимов Африки или Латинской Америки. Но министр финансов Кипра Михалис Саррис считает меры оправданными: «День за днем зрелище закрытых банков увеличивало в народе напряжение и усиливало чувство неуверенности, так что сейчас мы должны убедить людей, что делаем все, что можем, и что наши идеи правильные и работают».

Аналитики и в этом сомневаются. «Если кипрские влас­ти не отменят жестких ограничений на пользование деньгами, население будет стараться выбирать лимиты полностью, и деньги будут утекать. Если они их отменят, деньги будут утекать все равно. Такая „ловушка 22“», — сетует Муджаб Рахман из Eurasia Group.

По данным российского ЦБ, в кипрских банках сейчас находится 374 млрд руб. (или 9,4 млрд евро) денег российских банков. В обзоре Райффайзенбанка предполагается, что ограничения на движение средств могут вызвать незначительные проблемы с ликвидностью у некоторых из них. ВТБ и Газпромбанк уже заявили, что их кипрские ограничения затронут незначительно. Другие банки, даже если их средства на кипрских счетах подвергнутся списанию, как считают аналитики, смогут воспользоваться помощью ЦБ или Минфина. В худшем случае, предсказывает Райффайзенбанк, в целом по банковской системе России достаточность капитала может снизиться на 0,3 процентных пункта.

Всего же на Кипре официально находится 18 млрд евро российских денег (речь не идет о частных вкладчиках, их вложения не поддаются грамотной оценке). По данным председателя правительства России Дмитрия Медведева, есть среди этих денег и средства госструктур. По мнению аналитиков Райффайзенбанка, негативно это может сказаться на российской экономике только в том случае, если на Кипре окажутся замороженными средства какой-то одной отрасли, а это крайне маловероятно.

По мнению аналитиков Standard & Poor’s, если кому из российских структур и угрожает ситуация на Кипре, то это банк ВТБ, но и эту опасность не стоит переоценивать. Возможно, пишут они, российскому банку придется поддерживать ликвидность дочерней кипрской структуры — Русского коммерческого банка, на долю которого приходится основная часть депозитов российских банков в кипрских. Самому по себе Русскому коммерческому банку мало что угрожает — он использует в основном финансирование материнской структуры и не зависит от кипрских источников. Но вероятен отток депозитов из банка, они составляют примерно 2 млрд евро, или около 2% совокупного объема всех депозитов группы ВТБ (данные МСФО за девять месяцев 2012 г.), что представляется приемлемым.

А вот для кого ситуация решительно переменится, считают аналитики Standard & Poor’s, так это для специальных юридических лиц, осуществляющих проектное финансирование для российских компаний или привлекающих средства под ценные бумаги (SPV). Изменения налоговой политики Кипра и жесткие ограничения на финансовые операции могут заставить владельцев таких SPV сменить страну регистрации.