1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 878

Россияне стали чаще планировать семейный бюджет

В вопросе распоряжения своими семейными бюджетами россияне становятся более рациональными и консервативными. Об этом свидетельствуют результаты исследования холдинга «Ромир». Если в 2005 г. каждая третья семья вообще не планировала свой семейный бюджет, то в конце 2012 г. такой ответ дал только каждый пятый респондент.

Так, в 2005 г. более трети россиян (37%) планировали свой семейный бюджет не более чем на месяц. И еще почти треть (31%) не планировали совсем. Лишь 1% респондентов пытался тогда что-то спланировать на год или два вперед. Каждая пятая семья жила в квартальном режиме планирования, а каждая десятая пыталась строить планы по доходам и расходам на полгода вперед.

И в те времена на то были объективные причины: высокая инфляция (14—16% за год), быстрые положительные изменения (рост заработной платы на 20—30% за год в номинальном выражении).

За последующие годы многое изменилось. После периода быстрого экономического роста наступил кризис (осень 2008 г.) и спад (2009 г.). Потом началось медленное восстановление темпов экономического роста — на 3—4% в год. Снизилась (до 6—8% в год) инфляция. Но и прирост заработной платы сократился до 11—14% в номинальном выражении и до 3—6% в реальном. Возросли запросы. Появилась неуверенность в завтрашнем дне. Все это сделало часть россиян более осмотрительными, более рациональными, более консервативными.

За семь лет более чем в 1,5 раза — с 31 до 19% — сократилась доля тех, кто вообще не планирует свой семейный бюджет. Также сократилась (с 37 до 32%) доля тех, кто планирует свой бюджет только на один месяц.

А вот удельный вес тех, кто планирует свой семейный бюджет в долгосрочной перспективе, вырос в разы. Например, число семей, планирующих свой бюджет на год, два и более, выросло в 2,5 раза и составило 10%. Доля тех, кто планирует бюджет семьи на квартал — полгода вперед, выросла за эти семь лет более чем в 1,5 раза и теперь составляет почти 40% против 25% семью годами ранее.