Над местными бюджетами забрезжил «концептуальный» рассвет

| статьи | печать

Началось обнадеживающее движение по выполнению Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г., одобренной правительством в 2009 г.

Согласно мероприятиям по реализации документа, также утвержденным правительством (распоряжение № 1123-р от 08.08.2009), разработаны и обрели законную силу сразу несколько нормативно-правовых актов.

План был громоздким

В течение 2009—2012 гг. подготовлен и принят пакет законов и подзаконных актов. В частности, в Бюджетный кодекс внесены изменения, регулирующие межбюджетные отношения, федеральное законодательство дополнено нормами по разграничению расходных полномочий, подкорректирована Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Помимо этого разработан ряд методических рекомендаций.

Все это потребовало осуществить ревизию бюджетного и налогового законодательства в части оценки системы региональных и местных налогов и проанализировать эффективность механизмов государственной финансовой поддержки закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и наукоградов. На разработку соответствующих документов, на согласование их проектов в различных ведомствах, выработку совместных действий с законодательной властью потребовалось много больше времени, чем планировалось. Ведь современная система межбюджетных отношений начала формироваться в 1994 г., когда был осуществлен переход от прямого счета дотаций бюджетам субъектов Федерации к долевому распределению дотаций между региональными бюджетами. Новый порядок расчета финансовой помощи исключал субъективизм чиновников — федеральных и местных. Но еще до 1999 г. межбюджетные отношения строились без системной модернизации, методом проб и ошибок, отмечает заместитель директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Олег Бежаев.

Законы вступили в силу

По принятым в прошлом году изменениям в федеральном законодательстве бюджетные доходы 23 139 муниципальных образований (по данным Министерства регионального развития РФ по состоянию на 1 января 2013 г.) вырастут в 2013— 2014 гг. в суммарном выражении на 63,8 млрд руб.

В Сообществе финансистов России подсчитали, как согласно федеральным законам, вступившим в действие в наступившем году, набежит общая сумма дополнительных доходов местных бюджетов.

Итак, в 2013 г. совокупный дополнительный доход местных бюджетов составит:

  • 1 млрд руб. — поступления от патентной системы налого­обложения;
  • 1,3 млрд руб. — зачисление в местные бюджеты в полном объеме единого сельскохозяйственного налога;
  • 1 млрд руб. — зачисление в местные бюджеты денежных взысканий (штрафов) за нарушение муниципальных нормативных правовых актов.

Всего получается 4,3 млрд руб., или 0,5% к имеющимся налоговым и неналоговым доходам всех местных бюджетов страны.

Более существенное пополнение бюджетов муниципальных образований ожидается в следующем году — 45 млрд руб., или 4% к существовавшему на конец 2012 г. объему налоговых и неналоговых поступлений. А именно: доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — 3,1 млрд руб. и передача акцизов с нефтепродуктов в муниципальные дорожные фонды в размере 13% от поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации — 41,9 млрд руб.

Председатель Сообщества финансистов России, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Надежда Максимова утверждает также, что по принятым в 2012 г. федеральным законам появился еще один вид дополнительных доходов муниципальных бюджетов. Начиная с 2016 г. в местные бюджеты будет начисляться плата за негативное воздействие на окружающую среду — 15% от регионального сбора. Пополнение оценивается в 3,8 млрд руб., сообщила депутат Госдумы.

Новые законопроектные наметки

По информации министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, работа по совершенствованию межбюджетных отношений продолжается. Есть уже экспертные заключения по возможным нововведениям в законодательство. В них представлены прогнозные оценки ежегодных дополнительных доходов местных бюджетов в случае принятия обсуждаемых законопроектов. Так, местные бюджеты только поселенческого уровня могут получить дополнительно не менее 125 млрд руб., если регионы поделятся с ними 5% НДФЛ от получаемых ими 20% налога.

Не исключено также, что в муниципальные бюджеты могут направить 35% доходов от упрощенной системы налогообложения. А это 66,7 млрд руб. дополнительных поступлений в местные бюджеты. Еще 52,3 млрд руб. могут «упасть», если будет принято решение о перераспределении части доходов от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами.

В самом деле взошла заря надежды над бюджетной обеспеченностью муниципальных образований, за которой проглядывает и желанный рассвет над финансами местного самоуправления. Но только в природе одно явление сменяется другим, и это происходит непременно. А у 18 836 сельских поселений и 1709 городских поселений нет парламентского лобби в Москве, способного приблизить желанный восход («ЭЖ», 2012, № 44). Мало могучих «толкачей» и у 1822 муниципальных районов и 515 городских округов. Возможно, поэтому министр осторожно заметил, что все наметки требуют дополнительного обсуждения с учетом сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Структура доходов местных бюджетов в 2009—2012 гг., млрд руб.

Показатель

Годы

Виды доходов

2009

2010

2011

2012 (предварительно)

собственные

1804,9

1973,3

2249,7

2251,7

налоги

719,8

886,8

879,0

877,0

межбюджетные

842,0

913,4

1006,8

1083,7

трансферты неналоговые поступления

243,1

253,1

279,0

291,0

Всего: 2387,6 2600,5 2961,1 3128,7

Источник: ВСМС по данным Минфина и Федерального казначейства

Динамика межбюджетных трансфертов в местные бюджеты из региональных бюджетов в 2009—2012 гг., % от предыдущего года

Показатель

Годы

2010

2011

2012 (предварительно)

Всего

108,1

166,7

109

в том числе:




дотации

108,4

120,0

74,4

субсидии

108,7

115,8

112,1

субвенции

107,7

113,4

123,3

иные трансферты

108,0

127,3

120,3

Источник: ВСМС по данным Минфина и Федерального казначейства