1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 785

Индекс потребительского доверия падает

Более половины россиян не считают нынешнее время благоприятным для совершения крупных покупок и кредитования. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Как показало исследование, индекс потребительского доверия после длительного роста на протяжении последних лет в конце 2012 г. существенно снизился (с 50 пунктов в сентябре до 43 в декабре). Падение показателя связано с сокращением доли россиян, считающих нынешнее время удачным для совершения крупных покупок (с 39 до 35%) при одновременном росте группы тех, кто называет текущий период неблагоприятным для этого (с 48 до 52%). При этом нынешнее значение индекса полностью совпадает с показателем, зафиксированным два года назад.

Индекс кредитного доверия также не продемонстрировал позитивную динамику к концу года, однако его снижение было менее значительным: с сентября по декабрь он потерял только два пункта (с 34 до 32). Получение кредита кажется респондентам еще менее целесообразным, нежели совершение крупных покупок.

Кстати, о снижении потребительской уверенности россиян говорят и данные Росстата (подробнее — с. 19).

Еще один опрос ВЦИОМ посвятил сбережениям. Сегодня они есть у 30% россиян. Сбережения они делают (или делали бы) для покупки жилья (29%). Многие копят деньги на всякий случай (24%), на «черный день» (24%), на лечение (23%). Меньше тех, кто откладывает деньги на образование (15%), отдых (13%), покупку автомобиля (12%), на случай потери работы (11%). И лишь немногие откладывают на покупку дорогих вещей (8%), земли (7%), собственное дело (4%), ради дополнительного дохода (3%).