Новости («Новая бухгалтерия», № 01, 2013 г.)

| статьи | печать

НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Федеральный закон от 03.12.2012 № 245-ФЗ
«О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

От обложения НДС освобожден ввоз культурных ценностей, приобретенных государственными и муниципальными учреждениями за счет любых источников финансирования.

Действующая редакция подп. 4 п. 1 ст. 150 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС операций по ввозу в Россию в том числе культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

Поправки, внесенные в указанную норму Кодекса, переносят акцент с источников финансирования на приобретателей культурных ценностей: теперь ввоз таковых на территорию Российской Федерации будет освобождаться от обложения НДС при приобретении их государственными и муниципальными учреждениями. То есть для целей применения льготы финансирование может быть осуществлено не только из средств бюджетов, но и за счет организаций и частных лиц.

Кроме того, рассматриваемая норма дополнена положением, согласно которому освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость будет предоставляться лишь при условии подачи в таможенные органы выданного Министерством культуры РФ подтверждения о выполнении условий льготного налогообложения, прописанных в подп. 4 п. 1 ст. 150 НК РФ.

Из положений ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 245-ФЗ следует, что изменения вступят в силу с 1 апреля 2013 г.

Приказ ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@
«Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме»

Утверждены форматы представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме.

С 1 января 2013 г. организации, перешедшие на упрощенную систему, а также налоговики смогут применять следующие документы в электронном виде:

— сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-2);

— уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-3);

— уведомление об изменении объекта налогообложения (форма № 26.2-6);

— уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (форма № 26.2-8). А уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1) применяется с 16 ноября 2012 г.

Приказ ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7-6/881@
«Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме»

Утвержден формат представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме. Появление электронного формата бухгалтерской отчетности для малого бизнеса обусловлено вступлением в силу приказа Минфина России от 17.08.2012 № 113н. Этим документом были введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. В них показываются лишь укрупненные показатели без излишней детализации. Теперь утвержден электронный формат этих форм. Их можно применять для предоставления бухгалтерской отчетности субъектов малого бизнеса в электронном виде за 2012 г.

Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2012 № 707
«Об установлении коэффициента-дефлятора K1 на 2013 год»

Установлен коэффициент-дефлятор K1 на 2013 г. Размер коэффициента-дефлятора К1 в 2013 г. составит 1,569. Напомним, что этот показатель используется для корректировки базовой доходности при расчете единого налога на вмененный доход. Он рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Размер этого коэффициента ежегодно утверждается Минэкономразвития России. В 2012 г. коэффициент-дефлятор К1 составил 1,4942.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 19.11.2012 № 25848.

Письмо ФНС России от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20217@

Налоговики разработали форму заявления на получение патента.

Сразу отметим, что утверждение данной формы Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому она носит рекомендательный характер, и индивидуальный предприниматель вправе подать заявление на получение патента в произвольной форме. Но ФНС России настоятельно советует применять именно эту форму, поскольку она содержит максимальный перечень показателей ведения предпринимательской деятельности, от которых может зависеть размер потенциально возможного к получению годового дохода.

При ее заполнении нужно выбрать только те показатели, которые необходимы в соответствии с законом субъекта РФ, установившим применение в регионе патентной системы налогооб­ложения. В рекомендуемой форме заявления предусмотрено проставление идентификационного кода вида предпринимательской деятельности, установленного законом субъекта РФ. Управлениям ФНС России по субъектам РФ поручено разработать классификатор кодов по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых предусмотрено применение патентной системы налогообложения, в соответствии с законом своего субъекта в срок до 14 декабря 2012 г.

Также в письме ФНС России направила для использования в работе рекомендуемую форму уведомления об отказе в выдаче патента.

Письмо Минфина России от 21.11.2012 № 03-11-06/3/79

На «вмененку» не может быть переведена деятельность по хранению автомобилей, предназначенных для продажи.

В комментируемом письме специалисты Минфина России рассмотрели следующую ситуацию. Организация заключает договоры ответственного хранения на автостоянке транспортных средств, бывших в употреблении. При этом автомобили сняты с учета в органах ГИБДД МВД и предназначены для реализации.

По мнению финансистов, в этом случае организация не может применять ЕНВД на основании подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, согласно которому на этот спецрежим переводится деятельность по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Аргументация такая.

Любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, признается товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). А такой вид услуг, как хранение на платных стоянках товара в виде автомобилей, не может признаваться деятельностью, связанной с оказанием услуг по хранению транспортных средств на платных стоянках. В рассматриваемой ситуации деятельность связана с оказанием услуг по хранению товара. Поэтому организация должна применять иной режим налогообложения.

На наш взгляд, специалисты Минфина России достаточно вольно трактуют нормы Налогового кодекса. В главе 26.3 НК РФ ни слова не сказано о том, что для применения ЕНВД организация должна заключать договоры на хранение только тех автомобилей, которые зарегистрированы в органах ГИБДД. Ведь из-за того, что у автомобиля отсутствует номерной знак, он не перестает быть транспортным средством.

Письмо Минфина России от 19.11.2012 № 03-03-06/1/591

Финансисты решили разобраться с понятием «информационно-телекоммуникационные сети» для целей налогообложения прибыли.

Вопрос о том, что такое информационно-технологические сети и какие источники к ним относятся, возник не случайно. Дело в том, что это понятие содержится в п. 4 ст. 264 НК РФ. Напомним, что в этой норме Кодекса содержится список затрат, которые можно при расчете налога на прибыль учесть как рекламные расходы, а также прописан порядок их нормирования. В нем значатся и затраты на рекламу через информационно-телекоммуникационные сети. Более того, такие расходы учитываются в полном размере.

Как видите, от ответа на поставленный вопрос зависит налоговая нагрузка организаций по налогу на прибыль. Специалисты Минфина России указали, что понятие «информационно-телекоммуникационная сеть» содержится в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Под ней понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. А проще говоря, это всем известный Интернет.

Письмо Минфина России от 14.11.2012 № 03-04-06/4-318

Специалисты финансового ведомства разъяснили, в каких случаях для целей НДФЛ брата или сестру можно рассматривать как членов семьи.

Единовременные выплаты не облагаются НДФЛ, если выплачиваются работнику в связи со смертью членов его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ). Организацию интересовал вопрос: нужно ли облагать НДФЛ материальную помощь, выплаченную работнику в связи со смертью его брата. Минфин России ответил, что это будет зависеть от того, с кем проживал брат до смерти. Если он проживал вместе с работником, материальная помощь НДФЛ облагаться не должна.

Объяснили чиновники свою позицию тем, что под семьей понимается локализованная социальная группа, в которой предполагаются совместное проживание, ведение хозяйства и т.п. То есть члены семьи, не названные в ст. 2 Семейного кодекса, для признания их таковыми в целях применения п. 8 ст. 217 НК РФ должны жить вместе. Напомним, что в ст. 2 членами семьи названы супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные. Заметим, что суды признают брата (сестру) членами семьи независимо от того, проживают они вместе или нет (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 № 09АП-15238/2009-АК).

Письмо Минфина России от 12.11.2012 № 03-11-11/339

Какие проблемы могут подстерегать компанию, применяющую «упрощенку», при получении кредита в банке?

В Минфин России за разъяснениями обратилась организация, применяющая УСН. Компании потребовался кредит. Банк потребовал в числе документов, необходимых для рассмотрения заявки на кредит, предоставить книгу учета доходов, заверенную в налоговом органе.

Однако налоговики в этой просьбе компании отказали, мотивируя это тем, что организация вела книгу учета доходов и расходов в электронном виде. А в таком случае налоговые органы заверяют бумажный вариант этого документа только по окончании налогового периода, то есть года (п. 1. 5 Порядка ведения книги учета доходов и расходов, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н). Поэтому в середине года заверить книгу у налоговиков не получится.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 03.12.2012 № 228-ФЗ
«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Действующие тарифы и порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве сохранятся и в 2013 г.

Размер тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний в зависимости от классов профессионального риска деятельности страхователя устанавливается на каждый финансовый год и плановый период (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). В 2013 г., как и прежде, будут применяться тарифы, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

Но есть и новшества. Они касаются индивидуальных предпринимателей. Бизнесмены со следующего года смогут уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере 60% от установленных тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начисляются в пользу застрахованных лиц, являющихся инвалидами I, II и III групп.

Постановление Правительства РФ от 13.12.2012 № 1299
«Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Утвержден коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 г.

Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС России на соответствующий финансовый год. Такое правило установлено в п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Во исполнение этой нормы законодательства Правительство РФ установило, что коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2013 г., составляет 1,055.

Фонду социального страхования поручено произвести перерасчет названных выплат с учетом данного коэффициента индексации.

Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276
«О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.»

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.

Правительство РФ ежегодно индексирует установленную в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предельную величину базы для начисления страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ (415 000 руб.) с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. В 2012 г. ее размер был равен 512 000 руб. С 1 января 2013 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды проиндексирована в 1,11 раза.

Таким образом, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составит в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 568 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2013 г.

Напомним, что с сумм превышения данной величины страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ не уплачиваются, а взносы в ПФР платятся по сниженному тарифу. Исключение составляют страховые взносы в ПФР, уплачиваемые по дополнительному тарифу. На них ограничение по базе страховых взносов не распространяется.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»

Внесены изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

С нового года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличится до 5205 руб. Напомним, что в первую очередь МРОТ необходим для регулирования оплаты труда (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). Положения ст. 133 Трудового кодекса предусматривают, что месячная зарплата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. А значит, организации, в которых есть зарплаты меньше нового МРОТ, должны их повысить.

Также МРОТ нужен для расчета социальных пособий. В случае когда временная нетрудоспособность сотрудника, отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком начнутся с 1 января 2013 г., средний заработок за каждый месяц расчетного периода не может быть меньше 5205 руб. Пособия, выплачиваемые работникам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, с указанной даты также следует исчислять с учетом нового размера минималки (ч. 6 ст. 7, ч. 3 ст. 11 и ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Со следующего года МРОТ будет необходим и индивидуальным предпринимателям для расчета фиксированного платежа, уплачиваемого во внебюджетные фонды.