Депутаты пытаются добиться отмены «мобильного рабства»

| статьи | печать

Госдума приняла в первом чтении законопроект, предоставляющий абонентам право на перенос номера сотовой связи к другому оператору. Механизм сохранения номера при смене оператора (Mobile Number Portability) работает в 70 странах мира, включая все страны Евросоюза, некоторые африканские страны (в их числе Египет, Гана, Кения, Марокко, ЮАР), почти половину стран в Западном полушарии. О том, как может повлиять внедрение MNP на отечественный рынок, эксперты говорили в ходе конференции Global Telecom Forum.

На сегодняшний день телефонные номера выделяются и закрепляются за соответствующими операторами связи, которые в свою очередь назначают номера своим абонентам. Передача ресурса нумерации от одного оператора к другому допускается на основании Федерального закона «О связи» только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. Принятый Госдумой в первом чтении законопроект вводит в число оснований для передачи ресурса нумерации решение абонента о сохранении своего номера и исключает необходимость получения в этом случае согласия чиновников.

Для технической реализации права абонента на сохранение номера потребуется создание и ведение специальной базы данных перенесенных номеров. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, единовременные затраты на создание базы данных составят до 500 млн руб. Текущие затраты, связанные с обеспечением функционирования такой базы данных, — до 300 млн руб. ежегодно.

Обязанность по созданию и эксплуатация такой базы данных возложена на операторов связи. Единовременные затраты будут покрыты из средств федерального бюджета. Расходы по обслуживанию базы лягут на плечи операторов и пользователей услуги. Учитывая, что ежегодно услугой воспользуются минимум 3 млн абонентов, авторы законодательной инициативы установили максимальный размер платы за перенос номера на уровне 100 руб.

По мнению заместителя председателя Государственной Думы Сергея Железняка, который представил законопроект нижней палате парламента, когда механизм MNP заработает, у операторов связи исчезнет возможность эксплуатировать привязанность человека к своему номеру — так называемое «мобильное рабство». При этом он уверен, что сотовые компании будут стремиться снизить стоимость этой услуги или вовсе отказаться от взимания оплаты.

Участники Global Telecom Forum высказали другое мнение — операторы предпочтут оставить стоимость услуги на максимально возможном уровне. Представитель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ Илья Пономарев напомнил, что законопроект о переносимости номера был внесен в нижнюю палату парламента еще 2009 г. Однако тогда отраслевые лоббисты, посчитавшие, что внедрение механизма MNP им невыгодно, смогли свести на нет работу над документом.

И. Пономарев обратил внимание, что законопроект о переносимости номеров вызвал массу дискуссий в обществе. Согласно данным «Национальной службы мониторинга», подготовленным специально для ИА REGNUM, законодательная инициатива по MNP заняла второе место в рейтинге документов, вызвавших наибольший резонанс в российских СМИ с 19 по 25 ноября. Возглавляет список законопроект «Об образовании», замыкает тройку лидеров законопроект «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2013 год и плановый период 2014—2015 гг.».

Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, уверен, что вопреки опасениям участников рынка внедрение механизма сохранения номера при смене оператора положительно отразится на развитии отечественного телекоммуникационного рынка. По словам эксперта, Россия осталась единственной страной в Европе, где клиенты операторов связи не имеют такой возможности. По данным компании J’son & Partners Consulting, в настоящее время абоненты могут сохранять номер при смене оператора примерно в 70 странах мира, включая все страны Евросоюза, некоторые африканские страны (в том числе Египет, Гана, Кения, Марокко, ЮАР), почти половину стран в Западном полушарии.

Так, прошло уже более 13 лет с того времени, как страны — пионеры MNP реализовали у себя этот механизм: Нидерланды сделали это в 1997 г., Великобритания и Гонконг — в 1999 г.

Как заключили эксперты, в большинстве случаев услуги MNP оказались востребованы только на ранних стадиях развития рынка, который характеризуется относительно низким проникновением, невысоким качеством связи, «провалами» в покрытии и ограниченной конкуренцией (как следствие — высокими тарифами). Например, в Финляндии, где услугами MNP к концу первого года после внедрения воспользовалось около 20% абонентов мобильной связи (а к настоящему времени — более половины абонентов), на момент принятия MNP в 2003 г. уровень проникновения составлял около 90%, а оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%. Для сравнения: в России уровень проникновения мобильной связи сейчас составляет 159%.

Напротив, в США рынок на момент принятия MNP в том же 2003 г. уже являлся высоко конкурентным (услуги предоставляли шесть национальных и более сотни региональных операторов) и достаточно развитым. Согласно прогнозам, в США спустя 12 месяцев после внедрения MNP этой услугой должны были воспользоваться 30 млн абонентов. Однако в действительности этот показатель оказался в несколько раз меньше — 7,8 млн абонентов. Существенно ниже прогнозируемых значений оказался и показатель оттока абонентов — через один год после запуска услуги он снизился примерно до 25%, а еще через два года — до 22% (прогнозировалось 44% и 40% соответственно).

Рыночная среда в Японии на момент принятия MNP в октябре 2006 г. отличалась очень высокой конкуренцией и, как следствие, большим разнообразием тарифных планов, которые содержали большие скидки абонентам при заключении годового контракта, специальные предложения членам семей и прочее. Все это позволило японским операторам существенно повысить лояльность своих абонентов и снизить показатель оттока. От смены оператора абонентов удерживали высокие штрафы при расторжении контракта (до 87 долл.).

Кроме того, новый оператор не предлагал абоненту такие же скидки, которые были предоставлены ему его старым оператором. В итоге внедрение MNP привело только к кратко­срочному повышению показателя оттока абонентов, а сама услуга оказалась практически невостребованной. Так, на начальной стадии внедрения MNP количество заявлений на сохранение номера при смене оператора мобильной связи составило всего 200 000, или 0,2% от общего количества абонентов в Японии. Этот показатель был существенно ниже, чем предполагалось (до 30% от абонентской базы).

На момент внедрения MNP наименьший отток абонентов наблюдался в Японии (4%), наибольший — в Бразилии (34%). Через пять лет после внедрения MNP в некоторых странах (Польша, Австралия и др.) этот показатель увеличился, в других (США, Япония и др.) — уменьшился, а в ЮАР — практически не изменился.

Эксперты пришли к выводу, что внедрение MNP не является доминирующим фактором при формировании оттока абонентов. В большой мере на этот показатель влияют степень удовлетворенности абонента своим оператором, а также доля пользователей, которые вносят пред­оплату за услуги связи.

Аналитики обратили внимание, что по основным показателям мобильной связи Россия существенно отличается от большинства исследуемых стран. В частности, в РФ зафиксированы одни из самых высоких показателей по проникновению мобильной связи (многие абоненты пользуются услугами связи одновременно нескольких операторов), оттоку абонентов и доли абонентов, обслуживаемых на условиях предоплаты. Одновременно отечественный рынок выделяется одним из самых низких показателей стоимости минуты голосового трафика.

По мнению J’son & Partners Consulting, вероятнее всего механизм MNP будет реализован в России в 2014 г. в урезанном варианте — переносить номер будет разрешено только в рамках одного субъекта РФ. С учетом этого, а также принимая во внимание тот факт, что стои­мость услуги ожидается в райо­не 100 руб., востребованность MNP в России, вероятно, не превысит 3—5% в течение двух-трех лет. В случае если MNP будет внедрен в России по европейской модели (бесплатный переход в течение одного рабочего дня) и на всей территории страны, услугой в ближайшие один-два года, по прогнозу аналитиков, могут воспользоваться до 10—15% абонентов.

Внедрение MNP в России вряд ли приведет к увеличению показателя оттока абонентов, который и так уже один из самых высоких в мире. Не стоит ожидать и существенного перераспределения рыночных долей операторов. Новый механизм может усилить конкуренцию в секторе и стимулировать операторов на улучшение покрытия, качества услуг и расширения набора сервисов.

Популярность MNP в Европе

Страна

Период

Кол-во перенесенных номеров

% от абонентской базы

всего, млн

в среднем в мес.

Великобритания

1/1999—8/2004

3,04

44 660

5,6

Италия

5/2002—8/2004

2,50

89 286

4,5

Испания

12/2002—8/2004

2,09

99 596

5,5

Финляндия

7/2003—8/2004

0,99

76 429

20,8

Нидерланды

4/1999—8/2004

0,93

17 459

6,9

Дания

7/2001—8/2004

0,92

35 308

17,8

Бельгия

10/2002—8/2004

0,50

21 757

6,2

Швеция

9/2001—8/2004

0,49

13 526

5,6

Германия

11/2002—8/2004

0,35

15 864

0,6

Источники: J’son & Partners Consulting, University of the Federal Armed Forces Hamburg, EEC, Ovum, 2005; Syniverse Technologies, 2004 ,Wind, 2003