Управление качеством продукции

| статьи | печать

Одним из больных мест производственных предприятий и причиной их слабой конкурентоспособности по сравнению с западными является недостаточное качество продукции. И это связано не только с технологической оснащенностью производства, но и с необходимостью организации тщательного контроля и управления качеством. Здесь вопрос во многом упирается в организацию учета выпускаемой продукции, установление взаимосвязей ее партий с конкретными партиями комплектующих и материалов, использованных при производстве. Организация такого учета и контроля достаточно трудоемка, особенно в тех случаях, когда производятся частые изменения спецификаций, замена материалов на их аналоги. В этом случае неоценимую помощь могут оказать информационные технологии.

Рассмотрим некоторые возможности использования комплексных систем автоматизации управления предприятием как инструмента управления качеством продукции на примере новой редакции конфигурации «Управление производственным предприятием» системы программ «1С:Предприятие 8.0».

Учет сертификаций готовой продукции

Одним из важных нововведений новой редакции конфигурации является реализация механизмов учета сертификаций партий готовой продукции. Для видов материальных ценностей, по которым ведется учет по сериям, стало возможным хранить сведения о сертификации серий. Это могут быть как сертификаты на готовую продукцию, изготавливаемую самим предприятием, так и сертификаты от поставщиков материалов. В конфигурации сертификат выписывается на все количество номенклатуры данной серии, а необходимость учета сертификаций указывается отдельно для каждого вида номенклатуры.

Возможен учет внутренней и внешней сертификации.

Внутренняя сертификация является обязательной, она проводится в рамках предприятия и определяется его внутренним регламентом. Система контролирует, что материал, не прошедший внутреннюю сертификацию, не может быть передан в производство, а готовая продукция без внутренних сертификатов не может быть отгружена. Разумеется, физически это возможно. Однако оформить соответствующие документы в учете через компьютерную систему без дополнительных усилий будет невозможно. Таким образом, ведение системы внутренней сертификации создает дополнительный уровень контроля качества продукции.

Внешняя сертификация— это инструмент взаимодействия предприятия с внешними покупателями и поставщиками. Например, это может быть учет сертификатов от поставщиков или сертификация собственной продукции, выполненная сторонними организациями. Если такая сертификация необходима для конкретной номенклатуры, то наличие внешних сертификатов также контролируется системой при оформлении соответствующих документов.

Ведение учета внутренних и внешних сертификатов качества партий продукции может выявить качество собственного и стороннего контроля, если на изделия из сертифицированных партий изделий приходят рекламации.

Выявление причин брака и рекламаций покупателей

Существенное развитие в новой конфигурации «Управление производственным предприятием» получил механизм ведения спецификаций. В частности, для каждого вида продукции может быть задан целый ряд спецификаций. При этом в них могут задавать как действительно разные варианты изготовления продукции, так и версии одной и той же рецептуры. Механизм версий позволяет отслеживать изменения в рамках единой спецификации, не создавая новых спецификаций.

Для каждой спецификации можно указать ее активность. Активными спецификациями считаются те спецификации или их версии, которые реально используются на предприятии для производства продукции. Эта информация доступна при выборе спецификаций в документы, что существенно снижает вероятность ошибок при их оформлении.

Важным нововведением является также возможность учета перечня аналогов для материалов. При этом можно указать условия, при которых будет выполняться замена. Например, явно указать спецификацию, продукцию, при производстве которой материалы или комплектующие могут быть заменены аналогами. Можно также задать приоритеты, в соответствии с которыми будет производиться выбор из нескольких вариантов аналогов. При оформлении документов для выбора вариантов замены в конфигурации реализованы специальные сервисные функции.

В конфигурации можно точно отслеживать, какая продукция или полуфабрикат должны быть изготовлены для выполнения конкретных заказов. За счет детального учета спецификаций на выпускаемую продукцию, возможностей полного контроля в их изменениях, а также благодаря контролю замены материалов и комплектующих открывается возможность точно знать, какие партии материалов и комплектующих покупных и собственных использованы при производстве конкретной партии продукции. Поэтому создаются условия для того, чтобы точно установить, по каким причинам допущен брак или получены рекламации от покупателей: по собственной вине или из-за некачественного сырья и полуфабрикатов, полученных от конкретного поставщика. То есть решить вопрос: привлечь к ответственности, оштрафовать своих сотрудников, совершенствовать процесс производства или выставить рекламации поставщику. Учитывая рассмотренные выше возможности отслеживания внутренних и внешних сертификатов на партии готовой продукции, можно сделать выводы и о качестве нормоконтроля. Таким образом, становится возможным контролировать качество продукции на всех этапах ее выпуска и даже выявлять причины недоработок после поставки в случае выставления рекламаций ее покупателем по итогам эксплуатации.

Использование новой редакции конфигурации «Управление производственным предприятием» системы программ «1С:Предприятие 8.0» открывает возможности для выхода на новый уровень управления качеством продукции.