Контуры пенсионной системы остались в тумане

| статьи | печать

С присущей ему гибкостью президент Владимир Путин решил отложить вступление нового закона о пенсиях до января 2014 г., пообещав гражданам сохранить возможность выбора судьбы накопительной части пенсионных отчислений.

Пришедшие в себя после легкого шока эксперты на этой неделе гадали, как же будет выглядеть пенсионная система.

В ходе обсуждения реформы пенсионной системы, по словам главы государства, стало очевидным, что введение в действие нового закона о пенсиях напрямую связано с принятием новой формулы исчисления пенсионных прав. Она, к сожалению, пока не готова, как и некоторые другие нормативные акты. Вместе с тем уже проработан и сбалансирован федеральный бюджет, а также финансовые планы социальных фондов, в том числе Пенсионного фонда на 2013 г. «Возникает ряд вопросов: стоит ли прямо так, на ходу менять то, что уже отработано? В этой связи считаю возможным предложенный депутатами закон принять, но срок его действия отложить на 1 января 2014 г.», — заявил президент на совещании в Кремле.

Решение об отмене накопительного элемента пенсий, по оценке зампреда Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, принявшей участие в круглом столе в РИА «Новости», не стоило откладывать до 2014 г. Отсрочка этого вопроса означает, что в следующем году еще 353 млрд руб. будут подарены финансовым посредникам, а не пойдут на решение социальных проблем. Еще один год деньги, которые отчисляет на пенсию молодое поколение, будут обесцениваться и не будут индексированы так, как страховая часть пенсии.

Такое решение, по мнению г-жи Дмитриевой, еще раз показывает, какое яростное сопротивление вызывает отмена накопительного элемента у финансовых посредников. От накопительной системы нужно отказываться как можно быстрее, решительнее и в полном объеме и оставлять ее для тех, кто готов экспериментировать со своими деньгами на добровольной основе.

Более правильным было бы, по словам заведующего лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимира Назарова, предоставить право выбора путей использования всех 6% накопительной части страховых взносов. И обеспечить право делать выбор между накопительной составляющей или солидарной частью каждый год.

С этим мнением не согласен президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

Гражданам будет трудно ежегодно делать выбор, где использовать свои 6% — в накопительной или солидарной системе. Люди будут метаться из одной части пенсионной системы в другую в зависимости от экономического цикла. Когда накопления будут давать большую отдачу, они будут изымать деньги из государственной пенсионной системы и переходить в накопительную. В кризис же россияне будут возвращаться обратно. Это повредит интересам самих же застрахованных и тем более устойчивости пенсионной системы.

Наиболее конструктивную позицию в деле реформирования пенсионной системы на сегодняшний день занимает бизнес-сообщество. Так, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов уверен, что существуют подходы, которые позволят защитить пенсионные права граждан и при этом снизить размер отчислений в Пенсионный фонд, которые делают компании, до уровня 2010 г.

Стратегическим вектором развития пенсионной системы, по оценке экспертов «Деловой России», должно стать ее разделение на солидарную систему для граждан старше 1967 г.р. («советских пенсионеров») и индивидуальную страховую часть для россиян моложе 1967 г.р. («российских пенсионеров»). Эти две принципиально отличные системы должны финансироваться через разные фонды.

Финансирования пенсий «советских пенсионеров» на уровне 40% от средней заработной платы должно осуществляться не за счет фискальной нагрузки на фонд заработной платы. Их пенсии должны обеспечиваться в результате целевых поступлений от приватизации, повышения акцизов на табак и крепкий алкоголь и рентных налогов по нефти, газу, рудным ископаемым в созданный специально для этой цели Фонд старших поколений.

Расчеты, выполненные делороссами совместно с ведущими экспертными центрами страны, показывают, что названные выше источники формирования Фонда старших поколений достаточны для обеспечения выплаты достойной пенсии «советским пенсионерам».

Для «российских пенсионеров» формирование достойной пенсии должно происходить за счет фискальной нагрузки на фонд заработной платы на страховых принципах. При этом разделение на две пенсионные системы позволит снизить страховой тариф до 24%, а возможно, даже ниже, обеспечивая при этом достойный уровень будущих пенсий.

Идею использования доходов от приватизации для обеспечения пенсий россиянам ранее уже высказывал М. Дмитриев. При таком подходе большинству людей был бы понятен смысл проводимой сейчас приватизации государственного имущества, которое, по сути, является собственностью всех граждан России.

Использовать рентные налоги для обеспечения доходов пенсионной системы в свое время предлагал ныне покойный Егор Гайдар. Причем и здесь прослеживается понятная мотивация. Ведь природные ископаемые тоже являются собственностью всех российских граждан.

Пока же эти понятные всем россиянам идеи, которые, кстати, смогли бы в определенной мере снять социальную напряженность в обществе, остались невостребованными властью и законодателями.