Правительство подготовило поправки в Закон о промышленной безопасности ОПО

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы внесен проект федерального закона с изменениями в законодательство о промышленной безопасности, которыми планируется ввести классификацию опасных производственных объектов (ОПО). От класса опасности будет зависеть режим надзора.

Законопроект № 164862-6

Изменения, предложенные правительством в Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», — принципиальные.

В понятийный аппарат закона предлагается внести определение системы управления промышленной безопасностью. Под ней понимается документально оформленный комплекс взаимосогласованных и организационно-технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.

Требования к системам управления промышленной безопасностью будет определять правительство. Обратим внимание, что в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) должны будут быть созданы единые системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. Соответствующие изменения будут внесены в Закон о госрегулировании в области добычи и использования угля.

Пожалуй, главное новшество, — это введение классификации опасных производственных объектов, учитывающей степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Правительство предлагает все опасные производственные объекты разделить на четыре класса опасности:

I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс — объекты высокой опасности;

III класс — объекты средней опасности;

IV класс — объекты низкой опасности.

От класса опасности объекта будет зависеть режим надзора.

А именно в отношении опасных производственных объектов I класса опасности будет реализован режим непрерывного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов I и II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности — одного раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов IV класса опасности производиться не будут.

Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, станет обязательным создание систем управления промышленной безопасностью.

Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности будет ограничена только опасными производственными объектами I и II классов опасности.

Также правительство предлагает исключить из закона обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах IV класса опасности.

Исключается функция федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах. На период до принятия технических регламентов, устанавливающих иные формы оценки соответствия конкретных типов технических устройств обязательным требованиям, данные технические устройства будут подлежать экспертизе промышленной безопасности.

Кроме того, правительство предлагает в законе определить исчерпывающий перечень случаев, при которых необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности, а также закрепить за ним полномочие по утверждению перечня технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Экспертизу промышленной безопасности нужно будет проводить обязательно:

  • до начала применения технических устройств на опасных производственных объектах;
  • при выработке установленного изготовителем нормативного (расчетного) срока эксплуатации или количества циклов нагрузки технического устройства;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • после проведения ремонтных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства, либо восстановительных ремонтных работ после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой было повреждено техническое устройство.

Предусмотрено поэтапное введение в силу отдельных положений законопроекта, учитывающее необходимость перерегистрации действующих опасных производственных объектов в государственном реестре.