Новации Минфина в пользу местных бюджетов названы скромными

| статьи | печать

Впервые за много лет правительство обсудило меры повышения бюджетной обеспеченности местного самоуправления и даже решило передать в бюджеты муниципальных районов и городских округов часть доходов от акцизов на нефтепродукты. Эксперты острожно оценили этот шаг.

Доклад министра финансов Антона Силуанова прозвучал неожиданным дополнением к проекту федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014—2015 гг.

Законопроект о бюджете страны на предстоящее трехлетие очень скоро обретет силу закона. Вслед за ним такой же статус могут приобрести налоговые новеллы, обсуждаемые в Государственной думе.

Льготы в ущерб местной казне

Законопроект о бюджете страны на предстоящее трехлетие и обсуждаемые в связке с ним депутатами Государственной думы налоговые новеллы не синхронизируются с предложениями Минфина.

Новации в аграрной сфере призваны смягчить последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а по сути лишают местные бюджеты части доходов в виде отчислений от налогов, поступающих в федеральный и региональные бюджеты. В частности, предусматривается установить бессрочную нулевую ставку по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Предлагается также до 2018 г. сохранить льготную ставку НДС в размере 10% при реализации племенного скота, его семенного материала, а также племенных яиц. Это на 8 п.п. меньше общей ставки по данному налогу.

Казалось бы, здорово — не будет обвала рабочих мест в сельских территориях, значит, доходы местных бюджетов не потеряют отчисления от НДФЛ, которыми регионы делятся с муниципалитетами в пределах 10—30%.

Но федеральный законодатель решил освободить от уплаты НДФЛ:

  • суммы бюджетных грантов, получаемых главами крестьянских и фермерских хозяйств;
  • суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам;
  • суммы бюджетных субсидий при условии их целевого использования главам крестьянских хозяйств и главам фермерских хозяйств.

Причем льготы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. Выходит, потери местных бюджетов будут начисляться задним числом, а потом на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Ущерб для муниципального образования с несколькими десятками фермерских и крестьянских хозяйств не ахти какой, но в итоге по всем сельским муниципиям, особенно поселенческого уровня, получается изрядная сумма. И это при растущем каждый год дефиците местных бюджетов. В прошлом году он равнялся 14,8 млрд руб. По прогнозу Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), составленному по расчетам Министерства финансов РФ, в 2013 г. дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ вместе с подпитываемыми ими муниципальными бюджетами может превысить 123 млрд руб. Это в 16 раз (!) больше уровня текущего года.

У местной власти нет лобби в центре

Не прямой, как в случае с НДФЛ, антиэффект для местных бюджетов долгосрочного характера несет другая налоговая новация, предусматривающа применение до 1 января 2018 г. системы налогообложения в виде ЕНВД для потребко­оперативов, распространенных в малом и среднем бизнесе на селе, с численностью работающих в них не более 100 человек. Этот налог уплачивается в региональные бюджеты. Но поскольку местные бюджеты в отдельных случаях до 70% зависимы от поступлений из вышестоящих бюджетов, то косвенное влияние на муниципальные доходы ЕНВД неоспоримо.

Эксперты местного самоуправления с тревогой указывают еще на готовящиеся перемены в пенсионной системе, которые больно ударят по казне муниципальных образований. Местные бюджеты могут недосчитаться даже тех крох, которые перепадают им в виде региональных отчислений от налога на доходы физических лиц, взимаемого с самозанятого населения. Проект пенсионной стратегии — 2030 предлагает изменить формулу расчета фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых лиц. Сегодня они, в том числе частнопрактикующие адвокаты и нотариусы, платят в год 17 285 руб. из расчета один МРОТ в месяц. В 2013 г. будет уже два прожиточных минимума, потом — 2,5, а с 2015 г. — три МРОТ. По подсчетам специалистов, в 2013 г. страховые отчисления самозанятого населения в Пенсионный фонд России (ПФР) могут составить 32479,2 руб. И не исключено, что ПФР может потребовать от ИП уплаты страховых взносов за предыдущие годы, когда платежи от них не поступали. Примечательно, что «тихая охота» на работоспособное население началась до утверждения Стратегии развития пенсионной системы на период до 2030 г. Их возмущение вполне может выразиться массовым отказом от государственной регистрации индивидуального предпринимательства. А это уже прямой ущерб для нищенских местных бюджетов большинства муниципальных образований. Снова местная власть будет искать деньги на фонарные лампочки уличного освещения, облагая негласной данью опять же легальный бизнес.

В отличие от бизнеса, у которого есть мощное парламентское лобби, у местного самоуправления нет ходатаев в столице. За крупный бизнес горой стоит РСПП, за средний и малый бизнес — «ОПОРА России» и «Деловая Россия». К ним примыкают еще ТПП РФ и АККОР. Формально муниципальная власть может рассчитывать на ВСМС и ОКМО. Но Всероссийский совет местного самоуправления — партийный проект «Единой России», а Объединенный конгресс муниципальных образований давно стал декоративной ширмой для номинального представительства земской России в ЕС и других международных организациях. Премьер заступился за местных

В первый день ноября благая весть поступила из Белого дома. При обсуждении на заседании Правительства РФ доклада министра финансов России А. Силуанова премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что нужно определиться «и с объемами дотаций, которые будут перечисляться муниципалитетам для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, и со стимулами, конечно, по самостоятельному наращиванию доходов местных бюджетов». Поскольку уровень жизни людей напрямую зависит от работы муниципалитетов и все житейские вопросы «могут и должны решаться, естественно, не в московских кабинетах и даже не в кабинетах региональных начальников, а на местах и, конечно, при наличии необходимых средств».

Глава правительства считает, что проблема хронического безденежья местного самоуправления должна решаться посредством:

  • расширения перечня доходных источников местных бюджетов, на чем давно настаивают эксперты и практики муниципального управления;
  • повышения дотаций муниципалитетам из федерального и региональных бюджетов.

Еще одним дополнительным источником доходов местных бюджетов он назвал введение патентной системы налогообложения, поскольку «100% отчислений от этого налога будет направляться в бюджеты муниципальных и городских округов». Премьер посчитал также возможным провести специальное совещание по налоговой системе, на котором «пообсуждать без ограничений в фантазиях», что можно сделать и чего нельзя делать вообще. Правда, он не уточнил, когда и в каком составе может пройти такое обсуждение.

Тем не менее на заседании правительства решено передать в бюджеты муниципальных районов и городских округов часть доходов от акцизов на нефтепродукты. По утверждению А. Силуанова, это не менее 40 млрд руб. Эти средства должны направляться в муниципальные дорожные фонды, формирование которых становится обязательным.

На вопрос «ЭЖ» о начале масштабных подвижек в межбюджетных отношениях в сторону местной власти эксперты осторожно ответили, что это первый шаг, а второй может последовать очень даже не скоро. Свои опасения они обосновывают стойким недоверием большинства государственных чиновников, депутатов Госдумы и сенаторов к местной власти.

комментарий

Юрий Васильев, депутат Государственной думы

В трехлетней перспективе приоритетами налоговой политики остаются создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом главная задача – поддержка сбалансированности бюджетной системы РФ.

Сергей Пятенко, генеральный директор экономико-правовой школы ФБК

Основной вопрос не в том, вводить или нет новые налоги в муниципалитетах, а в том, куда они будут распределяться: что пойдет в местный бюджет, а что – в федеральный. Это вечная проблема, и характерна она не только для России.

Поступление налогов и сборов от добычи полезных ископаемых в бюджеты разных уровней в январе — июне 2012 г., млрд руб.

Федеральный бюджет

1571,141

Бюджеты субъектов РФ

36,698

Местные бюджеты

2,253

Источник: Федеральная налоговая служба