В аналитике главное — прогноз и предвидение

| статьи | печать

Одно из актуальных направлений в бизнес-аналитике — системы управления рисками. И сегодня управлять ими нужно не по факту, то есть устраняя последствия уже реализовавшихся рисков либо пытаясь предотвратить их в плановом режиме, а прогнозируя, предупреждать их заранее для своевременного принятия решений. Об опыте практического использования подобных технологий углубленной аналитики в компаниях нефтегазовой отрасли рассказывает Майк Вуд, старший советник компании SAS.

Сегодня особенно актуальны решения в оперативной области, позволяющие прогнозировать, предвидеть возможные ситуа­ции для своевременного принятия необходимых конкретных мер. Об этом говорит тот факт, что количество прикладных аналитических исследований в мире в целом за последние четыре года значительно выросло и прогнозируется их дальнейший рост. В топливно-энергетическом комплексе всплеск интереса к аналитике произошел в 2010 г. По мнению экспертов, аналитика в этой отрасли находится на втором уровне из пяти возможных. Это означает, что локальный менеджмент использует в настоящее время простые аналитические приложения и создает предпосылки для внедрения аналитических решений, интерес к которым растет и у руководства компаний.

Ключевые области применения аналитики в нефтегазовой отрасли — доходы (затраты), управление маркетинговыми компаниями, ценообразование и повышение производительности. Аналитические решения применяются в геологии, добыче нефти и газа для анализа больших объемов данных.

Возможности аналитики

Аналитические решения для нефтегазовой отрасли позволяют:

  • получить миллиарды долларов финансового эффекта (прибыль);
  • снизить затраты от 3,5 до 5%, увеличить прибыль от 1 до 5%, снизить операционные риски (экономический эффект);
  • улучшить и оптимизировать следующие направления деятельности:

• техобслуживание оборудования для добычи и переработки;

•потребление/поставки нефтепродуктов, сделать их прогноз;

•использование производственных ресурсов;

  • провести высокопроизводительный анализ большого объема геолого-географической информации;
  • отслеживать и анализировать финансовые и операционные риски.
  • Реализация стратегий по созданию цифровых месторождений и умных «сетей» порождает большие объемы данных. Однако большинство данных не используется. Их заархивировали и забыли про них. Аналитика же позволяет извлечь пользу из данных. Например, в компаниях ТЭК с ее помощью возможно:

• на 80% снизить незапланированные остановы;

• на 3,5% снизить операционные расходы;

• на 1—2% увеличить производительность;

• улучшить ситуацию в области безопасности на производстве и охраны окружающей среды, обеспечить надежность планирования, принятие оптимальных решений, целостный подход к решениям.

Аналитика нужна также и для определения индикаторов измерения качества, поскольку необходима качественная система оценок.

Стратегия определяет направление аналитики

Сфера применения аналитики зависит от корпоративной стратегии компаний. В этом отношении иностранные нефтегазовые компании можно разделить на две группы:

  • одна в большей мере ориентирована на создание доходов и прибыли в краткосрочной перспективе на основе роста производительности месторождений, чтобы добиться окупаемости инвестиций. Это преимущественно американские, французские, итальянские компании;
  • другая — компании, на которых правительство страны возложило ответственность за добычу национального ресурса. Как правило, это крупнейшие или единственные национальные месторождения, и их максимальная производительность в таком случае не является основной задачей. Хотя эффективность операционных затрат также важна.

Российские крупные нефтегазовые компании, такие как «Роснефть», «Газпром», где основной пакет акций принадлежит государству, занимают промежуточную позицию между приведенными группами. Здесь стратегические соображения не совпадают с интересами частных компаний.

Соответственно различны и сферы применения аналитики. Ориентированные на Запад компании уделяют большое внимание аналитике для поддержания и роста производительности месторождений, а также снижению операционных издержек. Такие компании хотят как можно быстрее и как можно дешевле добыть нефть. И для этого нужна аналитика в разрезе операционной деятельности добывающих платформ.

Но в большей мере их интересует то, что называют отложенной производительностью — потенциальный объем баррелей, отложенных для добычи на будущие периоды. И этот показатель служит индикатором диагностики проблем в компаниях.

Применение аналитики в компаниях второй группы возрастает в связи с необходимостью определения доступных резервов. Их также интересует такой показатель, как коэффициент добычи — доля добытой нефти в баррелях. Он показывает долю запасов, которую можно потенциально извлечь из месторождения. Как правило, всего 30% нефти месторождения можно реально добыть, а 70% остается при этом в земле. Просто нет технической возможности добыть больше.

Компании обеих групп используют такие показатели. Но в одном случае они хотят оптимизировать коэффициент добычи, а в другом — их интересуют другие операционные вопросы.

Эффективность и производительность

Один из простых способов повысить объемы добычи нефти не в том, чтобы все время находить новые месторождения, а больше добывать из существующих, эффективнее эксплуатировать их. И для этого существуют определенные технологии и технические способы.

Одна из причин невозможности добывать 70% остатков нефти — падение давления в пласте, что осложняет выход нефти на поверхность. Чтобы добиться большей производительности, используется закачка воды в старое месторождение, что позволяет вернуть давление в пласте на прежний уровень и не искать новые. Вопрос в том, в каких местах и в каком количестве нужно закачивать воду в пласт для повышения максимального давления. И здесь на помощь приходит аналитика, позволяющая инженерам по месторождениям нефти определить, где, в каких месторождениях и какой объем воды закачать.

Как правило, необходимость аналитики определяется количеством скважин компании. При 20 000 скважин (нормальное количество для нефтегазовой компании) аналитика конечно же нужна, а при одной скважине необходимости в аналитике нет.

Специфика нефтегазовых компаний в их изолированности по отношению к другим индустриям. Как правило, работники таких компаний — профессионалы в геологии, области нефти и газа. Они редко берут пример из других отраслей с целью улучшения своих бизнес-процессов и используют методы, полученные во время своего образования.

Но сегодня появились новые методы и возможности и реализовать их на практике непросто. Приходится тратить много времени на объяснения специалистам разных компаний, что такое аналитика и как она может им помочь. Один из успехов нашей работы состоит в том, сумеем ли мы заинтересовать работников компаний поехать посмотреть, как аналитические решения работают в других отраслях и какие результаты достигаются с помощью аналитики.

Аналитических отделов в таких компаниях нет. Более того, например, в одной крупной западной нефтяной компании на 100 000 сотрудников приходится меньше пяти специалистов по математической статистике (аналитики). Мы разрабатываем методологии, позволяющие использовать аналитические решения сообществом инженеров, и пытаемся побудить такие компании рассмотреть возможность развития центра отраслевых методологий и знаний.

Обычно инициаторами по покупке систем бизнес-аналитики в первой группе компаний выступают директора по операционной деятельности, а во второй — специалисты по геологии.

В нефтегазовых компаниях используется также и финансовая аналитика, что стимулируется двумя моментами. Во-первых, интеграцией финансового и операционного планирования, во-вторых, необходимостью учета углеводородных резервов, доступных ресурсов, имеющиеся у компании объединенные резервы нефти и газа.

Этот показатель связан с объемом добытой нефти в течение года. Если компания в течение года выкачала из месторождений 1 млн баррелей, ей нужно компенсировать это в виде резервов, найти запасы еще на 1 млн баррелей. Если же компания добывает больше, чем находит новые резервы, в какой-то момент она может просто остаться без запасов.

Все государственные компании должны публиковать эту информацию. Несколько лет назад в компании Shell неправильно рассчитали объем своих запасов, в чем она была вынуждена признаться. В результате за одну ночь стоимость акций компании очень сильно упала. Этот факт означает, что резервы — очень важный показатель для руководства компании. И это одна из причин, почему крупные международные компании заинтересованы в приходе на российский рынок. Это доступ к ресурсам. Их интересует степень замещаемости ресурсов, что означает увеличение резервов.

Показатель запасов необходим также и для финансовых аналитиков и инвесторов, желающих инвестировать в нефтяную компанию.

Финансовая аналитика нефтегазовых компаний оперирует показателями:

  • общий доход;
  • доход на одного сотрудника;
  • операционные затраты;
  • рентабельность (окупаемость) используемого капитала.

Условием эффективного управления рисками с помощью аналитики является целостность, доступность и полнота данных. По оценкам экспертов, к оборудованию западных и ближневосточных компаний подключено более 2 млн датчиков. В российских же аналогичных компаниях уровень автоматизации и считывание данных датчиков в электронном виде ограниченны. Поэтому и возможности применения аналитики по сравнению с компаниями, давно работающими в этой области, ограниченны, хотя квалификация инженеров и специалистов по добыче не ниже. Для развития аналитического направления имеет смысл создать в РФ аналитические центры для разработки собственной методологии и аналитических приложений.

Приведем примеры внедрения прогнозной аналитики в нефтегазовых компаниях.

Примеры приведены из практики компании SAS