1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1884

Олег Громов: Финансовый патронаж не закрывает прорехи в жизнеустройстве

Гербовая печать, папка-скоросшиватель с перечнем полномочий и компьютер — вот и все, чем располагает и распоряжается муниципальный столоначальник, считает депутат Томской областной думы Олег Громов. По его словам, глядя на эти атрибуты власти шаговой доступности, люди называют реформу местного самоуправления бегом на месте. Сегодня он — гость «ЭЖ».

«ЭЖ»: Олег Владимирович, что побудило вас выступить в деловом еженедельнике?

О.Г.: Обязанность депутата держать ответ перед избирателями, а многие из них — читатели газеты. Они понимают, почему финансовый патронаж над муниципалитетами не прикрывает прорехи в жизнеустройстве российской провинции. Но нужно говорить об этом с остальными жителями глубинки. А «ЭЖ» всегда доходчиво объясняет неудачи непрекращающейся административной реформы и почему не улучшается социальная ситуация в результате переустройства местной власти. Со страниц уважаемого издания проще объяснить людям, что бюрократической конфигурации «вертикали власти» безразличны интересы окружающего ее населения.

«ЭЖ»: Вертикаль выстраивается в системе государственной власти, а мы говорим о местном самоуправлении.

О.Г.: Можно долго говорить «халва», а во рту сладко не станет. И сколько ни тверди о конституционном разделении органов государственной власти и органов местного самоуправления, а муниципальный менеджмент не становится самостоятельным институтом управления. Система межбюджетных трансфертов губит местную инициативу. Здесь я солидарен с позицией «ЭЖ». Добавлю лишь, что отношения между бюджетами разных уровней есть не что иное, как насаждаемый центром финансовый патронаж. В советские годы такие взаимоотношения назывались шефством. Даже председатель Счетной палаты страны Сергей Степашин утверждает, что муниципальное управление доведено до абсурда. В одном из интервью он отметил, что «20 с лишним тысяч муниципалитетов существуют с обязательствами, переданными из центра, но без денег. А там живые люди».

«ЭЖ»: С ними, с живыми людьми, встречаетесь вы, депутаты региональных законодательных собраний и держите ответ за действия федеральной власти.

О.Г.: Что делать. Если мы отвернемся от людей, то кто вернет им доверие к власти? Нынешней осенью я провел встречи в трех десятках населенных пунктов и разговаривал с их жителями, не отворачиваясь, глядя в глаза. Было не менее сотни бесед с людьми разного достатка и разного возраста. И большинство критически относится к столоначальникам всех уровней.

«ЭЖ»: Тем не менее принятый в первом чтении проект федерального бюджета на предстоящее трехлетие имеет социальную направленность.

О.Г.: Давайте посмотрим на этот «народный» бюджет под другим углом.

«ЭЖ»: Давайте.

О.Г.: Так вот, если верить озвученной информации, то доля традиционных государственных функций поглощает почти 37% федерального бюджета. Это в четыре (!) раза больше, чем в развитых странах, и в 1,5 раза — чем в развивающихся. На выполнение этих функций тратится более 6% ВВП. Это на 25% выше среднемирового показателя. На социальные функции предусмотрено 3,5 % ВВП. Есть разница? А от параметров федерального бюджета напрямую зависят низовые бюджеты. В итоге в проекте нашего областного бюджета на 2013 г. социальная направленность имеет минимум для сельских муниципальных образований. Местным чиновникам придется изощряться в словопрениях с населением шаговой доступности. Так и хочется напомнить депутатам Государственной думы слова выдающегося русского историка Николая Карамзина о том, что помимо столиц есть провинция.

«ЭЖ»: Раз вспомнили историю, скажите, чем увенчался ваш опыт переустройства местного самоуправления, когда еще муниципальным депутатом вы посчитали, что штат местных чиновников неоправданно раздут?

О.Г.: Думаете, что-то кардинально поменялось за эти годы? Озвученные мною вслед за федеральной властью новации злободневны по сей день. Муниципальная реформа — нескончаемый бюрократический долгострой. А призвана была сделать систему публичного управления «максимально эффективной, успешно взаимодействующей с гражданами, бизнесом, со всеми социальными группами населения и гибко реагирующей на их запросы». Результат известен. По экспертным заключениям, из 75 млн трудоспособного российского населения в списках занятых числится лишь 25 млн. Выходит, только каждый третий работающий участвует в создании национального валового продукта страны. Не думаю, что остальное большинство — самозанятое население, не стану говорить и о «серой» экономике. Но могу утверждать, что 2/3 из 25 млн работающих россиян относится к разряду «контролирующих», «надзирающих», «подсчитывающих» и «обслуживающих».

Только в нашей области за последние годы число работающих в реальном секторе экономики сократилось на полторы тысячи человек при общей численности населения в регионе в миллион человек. Ежегодно в службы занятости обращаются более 45 000 трудоспособных граждан, и около 60% из них находят работу. Сегодня в области на муниципальной службе — более 2000 человек, на государственной — еще 6000. По числу чиновников на душу населения область занимает 41-е место среди 83 российских регионов.

«ЭЖ»: Печально, неужели все были против муниципальной реформы?

О.Г.: Не поверите, было всего два случая неприятия.

Первый проявился публичным заявлением одного из районных столоначальников о том, что нельзя урезать штаты местных администраций, иначе сократится общее число рабочих мест и соответственно уменьшится бюджетное финансирование свыше. На днях заглянул в его кабинет в районной администрации и увидел у него на столе три компьютера. На вопрос «Зачем столько?» хозяин кабинета ответствовал, что память одного компьютера не справляется с учетом и переработкой поступающей информации.

Второй случай тоже не забывается. Потому что это была телефонная острастка из областного центра. Голос, не терпящий возражений, сообщил, что в случае кадровой оптимизации району урежут дотации из областного бюджета.

«ЭЖ»: Всего два факта неприятия предложений по совершенствованию местного самоуправления, а воз реформы так и не трогается!

О.Г.: Восклицание уместно. Сегодня в городском поселении Асино с 27 000 жителей львиная доля местной казны уходит на содержание городской власти. Председатель городской Думы и сити-менеджер имеют по персональному авто, окружены собственным штатом и выясняют, кто из них главнее. Остальное время уходит на выбивание в областных кабинетах дотаций, субвенций, субсидий, а по возвращении в муниципальную контору — на составление новых слезных петиций. Такое финансовое иждивенчество породила практика межбюджетных отношений. Асино — только фрагмент всероссийской картины о современном земстве.

«ЭЖ»: Неужели все так безнадежно?

О.Г.: Понимаю ваше желание закончить беседу на мажорной ноте. Пожалуйста. По областной целевой программе газификации на 2013—2015 гг. голубое топливо скоро придет в городские квартиры и в дома жителей шести сел. В районный бюджет поступило 179 млн руб. на проектирование, а общая сумма предстоящих работ оценивается в 2,8 млрд руб. Это реальный шаг к улучшению качества жизни в сибирской глубинке.

Еще одна новация губернаторской команды тоже скоро дойдет до муниципального инновационного бизнеса. Подчеркиваю: инновационного, а не самозанятого. Студенты томских вузов будут проходить практику только на современных производствах, и выпускники будут направляться исключительно на инновационные предприятия. Это начало действий кластера «обучение — экономика — наука». Бизнесу он по душе. Так, резиденты Томской особой экономической зоны увеличили в этом году выпуск инновационной продукции до 600 млн руб. и начинают осваивать муниципальное пространство вокруг территории свободного предпринимательства.

Только бы органы местного самоуправления не погрузились опять в кабинетное болото. Не приведи Господь, если вслед за федеральным и региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей появятся муниципальные «главначпупсы». У местных властей и без них средств хватает только на лейкопластырь, а не на лечение ран.

«ЭЖ»: Спасибо за откровенный разговор. Оптимизм в заключение не получается, но все равно удачи вам!

О.Г.: Спасибо «ЭЖ» за последовательность в объективном информировании россиян о муниципальной реформе, за искреннее желание способствовать становлению эффективного местного самоуправления в стране. Удачи нам всем!