Податься во франчайзинг и не пожалеть

| статьи | печать

Предприниматель, решивший открыть свое дело, знает, что на поддержку со стороны государства ему рассчитывать не приходится. Но облегчить развитие бизнеса можно с помощью франчайзинга. На Западе эту технологию становления бизнеса принимают как одну из самых надежных и безболезненных. В России же, наоборот, франчайзинг считается рискованным.

Одним из примеров успешного развития франчайзинга у нас считается ТД «Копейка». Сегодня в этой компании 20 магазинов из 103 работают по подобной технологии. Как отмечает Андрей Шпунт — руководитель программы, франчайзинг является важнейшим инструментом развития их бизнеса в регионах. Однако он не отрицает, что при этом каждая из сторон несет определенный риск.

Риски для франчайзи —возможность отказа в поддержке со стороны франчайзора, недостаточная или ложная информация о партнере, изменения в управлении компании, контроль и чрезмерное ограничение деятельности.

Риски для франчайзера— потеря репутации и имиджа из-за недобросовестности партнера, риск создания конкурента в лице франчайзи, дезинформация, несвоевременное перечисление средств.

Как правило, франчайзиделает ставку на раскрученный бренд и быстрый доход, забывая о том, что ему самому придется много работать.

Франчайзер, в свою очередь, опасается, что предприниматель, достигнув первого успеха с его помощью, начнет работать независимо от него и даже под другой маркой.

Поэтому данная модель бизнеса требует безукоризненного выполнения установленных правил и регламентов, а их нарушение может привести к краху всей системы. В этом на собственном опыте убедились в «Копейке». Когда франчайзинговая схема только начала применяться, то каждый франчайзи развивал бизнес по своему усмотрению, так, как считал нужным. В результате на первые пять магазинов в компании сформировалось пять стратегий управления, и бизнес стал разрушаться.

Поэтому было принято решение работать по единой программе для всех. Сегодня магазины-франчайзи, будучи самостоятельными юридическими лицами, работают под одним товарным знаком, придерживаются единой ценовой политики, ассортимента, единообразного оформления и технологии торговли.

Регионы стремятся поддержать

Успех франчайзинга зависит не только от поддержки со стороны франчайзера, но и от инфраструктуры населенного пункта, логистики и, конечно, от позиционирования бренда. Поэтому компании начинают внедрять свою марку сначала на московском либо на питерском рынке и лишь затем продвигают свой продукт и услуги в регионы. Например, такую политику проводят салоны обуви «Эконика». В Москве обувные магазины принадлежат непосредственно фирме франчайзеру, а в регионах преимущественно используется франчайзинг.

Как отметчает Наталья Виноградова, управляющий партер компании «Экспофар», сегодня франчайзинг успешно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Омске.

Перспективным считается Центральный федеральный округ. Здесь достаточно высокий потенциал для развития, удобное расположение вблизи Москвы.

Одиноким предоставляется…

По статистике, из тех, кто работает по франчайзинговой схеме, всего лишь 14% прекращают свою деятельность. Тогда как в мире 85% предпринимателей, открывших свой бизнес самостоятельно, в течение первых пяти лет закрывают дело. Феликс Альберт, управляющий «Херш Россия», считает, что причинами их краха служит не ситуация на рынке или в стране, а прежде всего одиночество. А во франчайзинговой сети предпринимателя поддерживает не только франчайзер, но и все партнерское сообщество. У каждого предпринимателя всегда имеется возможность обсудить свои вопросы с коллегой — другим франчайзи.

Из истории франчайзинга:

  • 1840 г. — большинство пивоваров в Германии предоставляют франшизы определенным тавернам, чтобы продавать пиво. Это событие отмечено как начало развития товарного франчайзинга;
  • 1851 г. — в США крупный производитель швейных машинок «Зингер» развернул серийное производство. Эта компания ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных бизнес-отношений;
  • начало 1980-х гг. — компания «Пепси-Кола» — первый иностранный франчайзер в Советском Союзе;
  • 1993 г. — в Москве открылся первый магазин «Baskin Robbins»;
  • 1997 г. — создана Российская ассоциация франчайзинга.