Закупки субъектов естественных монополий и ресурсоснабжающих организаций пытаются вывести из-под действия Закона о закупках

| статьи | печать

С разницей в несколько дней в нижнюю палату парламента поступило сразу три депутатских законопроекта с изменениями в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Два из них связаны с послаблениями в отношении субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, один — со сроками вступления этого закона в силу.

Законопроекты № 141319-6, 143415-6 и 143498-6

Действующий Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует закупочную деятельность государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также иных хозяйствующих субъектов, занимающихся регулируемыми видами деятельности (в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов), компаний, в уставном капитале которых доля государства или муниципальных образований составляет более 50%, а также дочерних и «внучатых» обществ вышеназванных хозяйствующих субъектов.

В результате под действия этого закона, в частности, подпали субъекты естественных монополий и обозначенные хозяйствующие субъекты просто по определению, вне зависимости от выручки, получаемой от монопольных или регулируемых видов деятельности.

По мнению депутатов — разработчиков законопроекта № 141319-6 такое регулирование излишне и без веских оснований ограничивает предпринимательскую свободу, влечет для организаций дополнительные административные издержки (им необходимо формализовать свои закупочные процедуры, контроль над их соблюдением и т.д.) и ведет к затруднению хозяйственного оборота.

При этом депутаты забывают, что в нормально организованном бизнесе, как правило, все бизнес-процессы и бизнес-процедуры регламентированы и, безусловно, их соблюдение контролируется менеджментом.

Тем не менее депутаты предлагают вывести из-под действия закона закупки товаров, работ, услуг, не относящиеся к деятельности в сфере естественных монополий и (или) регулируемым видам деятельности в вышеперечисленных сферах, в случае если общая выручка от указанных видов деятельности за предыдущий отчетный финансовый год не превышает 10% общей суммы выручки за тот же период от всех видов деятельности, осуществляемых этими организациями. А также вывести из-под закона закупочную деятельность дочерних компаний таких субъектов.

Разработчики законопроекта № 143415-6 выступили только с инициативой в отношении выручки, при этом она полностью совпадает с предложением коллег — 10%. Правда, обосновывают они свое предложение немного по-другому. А именно тем, что под действие вышеназванного закона в результате попали крупные промышленные предприятия, которые в силу их инфраструктурных особенностей являются поставщиками услуг для населения. При этом они не могут отказывать третьим лицам в предоставлении таких услуг в силу закона. Эту проблему «Экономика и жизнь» обсуждала в разговоре с директором Департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Кириллом Степановым (см. «ЭЖ», 2012, № 32).

Депутаты считают, что для контроля затрат организаций, осуществляющих регулируемые и естественно-монопольные виды деятельности, есть иные правовые механизмы. Например, обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности, стандарты раскрытия информации и т.д.

И наконец, третьим законопроектом № 143498-6 предлагается перенести срок его вступления в силу для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г. Эта же отсрочка в случае ее одобрения будет касаться и дочерних компаний.

Напомним, что с 1 января 2014 г. требования закона полностью распространятся на МУПы, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, а также на хозяйствующие общества с участием муниципальных образований в капитале свыше 50%, их «дочки» и «внучки».