1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Нужны ли России инвестиции?

Всемирный банк (ВБ) всерьез обеспокоен! По мнению его специалистов, находящиеся за чертой бедности россияне, а таковых у нас более 20%, не могут улучшить качество своей жизни из-за низкого притока инвестиций в страну. И виновато в этом прежде всего Правительство России, так как предпринимаемых им мер недостаточно для создания благоприятного инвестиционного климата. Об этом шла речь на презентации доклада ВБ «Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех».

Уровень прямых иностранных инвестиций является одним из решающих факторов в увеличении ВВП. Следовательно, задача правительства страны— сделать все от него зависящее для их притока.

Такие идеи были высказаны в докладе ВБ «Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех».

Непосредственно России Всемирный банк дает следующие рекомендации:

  • Правительство страны должно стремиться к повышению доверия населения к своей деятельности и выбранному курсу развития.
  • Государство должно обращать внимание на базовые аспекты инвестиционного климата, например на недопустимость так называемых интервенций. То есть механизм адресной поддержки отдельных отраслей через бюджетные субсидии должен быть исключен, так как это противоречит базовым принципам рынка.

Самое главное, что хотели бы видеть эксперты ВБ в России, так это последовательную работу правительства в соответствии с выбранным либеральным курсом.

С. Баткибеков, директор Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ, согласился с выводами ВБ и отметил, что рекомендации, данные российскому правительству, отражены в тезисах среднесрочной программы на 2005—2008 гг.

В качестве шагов правительства, направленных на улучшение инвестиционного климата в России, можно отметить:

✔ Проведение административной реформы, которая «формирует способность государства как продвигать все остальные реформы по широкому кругу вопросов, так и своевременно и адекватно отвечать на вызовы, возникающие в экономике».

✔ Дерегулирование экономики.

✔ Защита прав собственности.

✔ Совершенствование налогового администрирования, так как сами ставки налогов невысоки.

✔ Реформа образования, так как «доставшаяся в наследство система подготовки кадров не отвечает новым потребностям рынка труда и современной экономики является «миной замедленного действия».

При этом увеличение социальных выплат, по мнению чиновника, возможно только с помощью усиления налоговой нагрузки на бизнес (Стабфонд и бюджетный профицит даже не рассматриваются), а это «убьет» малые и средние предприятия. Наша страна будет соблюдать налоговый нейтралитет, так как повышение конкурентоспособности страны позволит в конечном итоге справиться с бедностью.

Что касается взаимосвязи бедности населения и инвестиционного климата в стране, то правильна сама постановка вопроса: больше инвестиций — больше производства (торговли, услуг)— больше рабочих мест — меньше людей с низкими доходами. Решение проблем бедности не в увеличении социальных выплат со стороны государства, а в создании собственного бизнеса и рабочих мест.

Но в этой связи хотелось бы отметить, что прямые иностранные инвестиции снимают далеко не все вопросы. Да, в России будет расти производство за счет притока капиталовложений в основные фонды, создаваться прибавочный продукт (увеличиваться ВВП), но финансовая прибыль все равно будет уходить из страны, так как это главный интерес инвесторов. Так что вопрос с недостатком финансовых ресурсов останется открытым до тех пор, пока не будут созданы условия для инвестиций внутренних.

Министерство финансов, непосредственно отвечающее за финансовую политику в стране, обеспокоено скорее общетеоретическими проблемами. Так, Алексей Саватюгин, директор Департамента финансовой политики Минфина, отметил, что многочисленные дискуссии по поводу выбора курса экономического развития в стране между либерализмом и патернализмом не мешают объединению этих двух понятий в головах людей. Так, например, население требует экономической свободы, с одной стороны, и денег на социальные обязательства у государства — с другой, что, по мнению чиновника, вещи несовместимые.

Кроме того, работнику Минфина не нравится позиция предпринимателей — якобы во всем виновато правительство, а для исправления ситуации нужно снизить налоги и «дать денег»,то есть инвестировать из госказны в производство. Правительству трудно создать хороший инвестиционный климат, когда предприниматели не прикладывают никаких усилий, а ждут милостей от ВБ или правительства.

Но с этой позицией можно не согласиться. Ведь бизнес напрямую зависит от тех правил игры, которые устанавливает государство. Как это ни называй — либерализм, патернализм или социализм, дело не в абсолютной модели, а в конкретных условиях ее реализации. И то, что ежегодно из страны уходят десятки миллиардов долларов, говорит в первую очередь о том, что в соответствии с понятием о рынке, ресурсы идут туда, где их наиболее выгодно использовать. А сейчас инвестировать в Россию с ее изношенными производственными фондами, нестабильной политической ситуацией и высокими экономическими рисками совсем невыгодно. Так что рынок рынком, а использование имеющихся государственных финансовых ресурсов на обновление фондов необходимо в данной ситуации. А вот механизмы, гарантирующие эффективность использования средств, должны быть найдены именно на уровне правительства. Иначе зачем оно вообще нужно стране?

Но наиболее парадоксальную мысль высказала директор ВБ по России Кристалина Георгиева, которая сказала следующее: в принципе в настоящий момент России инвестиции не нужны, так как Министерство финансов и Алексей Кудрин проводят политику стерилизации излишней денежной массы.

В результате анализа положения в 40 развивающихся странах (Латвия, Грузия, Гватемала, Бангладеш, Россия и другие) и 30 тысячах фирм было выделено несколько основополагающих факторов, влияющих на уровень инвестиций:

1. Риски, связанные с макроэкономической нестабильностью, политической непредсказуемостью, недостатками налоговой системы и степенью коррумпированности чиновников.

2. Соблюдение регуляторных режимов или уровень исполнения законов и нормативно-правовых актов в стране.

3. Вопросы банкротства и финансовой несостоятельности. Здесь речь идет о доступности финансовых рынков в различных странах. В России у большинства предприятий нет возможности взять необременительные кредиты в банках под новые проекты, соответственно и инновации в принципе невозможны.

Политика правительства, политический климат в стране и вытекающие из них инвестиционные решения фирм (избранные примеры из доклада ВБ)


Факторы, которые обеспечивают фирмам возможности и стимулы для капиталовложений

правительство имеет большое влияние

правительство имеет слабое влияние

Затраты

Коррупция

Налоги

Ограничения из-за системы мер государственного регулирования, волокита

Затраты на инфраструктуру и финансовые затраты

Система мероприятий по регулированию рынка рабочей силы

Затраты, определяемые рыночными ценами

Разрыв между рынком факторов производства и рынком выпуска продукции

Экономия в результате роста масштабов производства

Риски

Предсказуемость и надежность мероприятий правительственной политики

Макроэкономическая стабильность

Имущественные права

Обеспечение исполнения условий договоренностей

Экспроприация

Реакция потребителей и конкурентов

Внешние импульсы

Природные катаклизмы

Надежность поставок

Условия, мешающие конкуренции

Препятствия в системе мер правительственного регулирования входа на рынок и выхода с рынка

Законодательство и политика в области конкуренции

Функционирование финансовых рынков

Инфраструктура

Масштабы рынка и разрыв между рынком факторов производства и рынком выпуска продукции

Экономия в результате роста масштабов производства и выгоды от величины оборота в том или ином виде деятельности