1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Собственность без прикрас

Собственность — один из коренных вопросов любых социально-экономических преобразований, вокруг нее в обществе порой разгораются нешуточные потрясения и страсти. Однако, как показывает действительность, у каждого человека свои сложившиеся с годами и жизненным опытом представления о собственности, ее формах и назначении. Как воспринимают собственность и частную, например, россияне, изменилось ли у них отношение к ней за годы реформ? На этот вопрос попытались ответить ученые Института комплексных социальных исследований (ИКСИ РАН). Они опросили почти две тысячи человек разных возрастов и социальных групп, проживающих в 11 территориально-экономических районах страны и представили свои выводы общественности в аналитическом докладе.

Результаты исследований показывают, что, несмотря на все негативные последствия российских реформ —падение уровня жизни, глубокое расслоение общества на бедных и богатых, безработицу, положительное отношение россиян к частной собственности несколько окрепло.

Это связано прежде всего с новыми возможностями по приобретению обычного домашнего имущества, увеличению своих заработков. Примечательно, что для большинства населения (57%) понятия «частная собственность» и «личная собственность» почти идентичны. Это наглядно видно из таблицы. В наибольшей степени понятие «частная собственность», как вытекает из опроса, связано у россиян с квартирой.

Фактически собственность для наших сограждан— это есть нечто материальное: автомобиль, дом, мебель...А в целом прошедшие пятнадцать лет реформ мало что изменили в нашем представлении о том, что же такое частная собственность.

Бизнес должен быть справедливым

К числу категорических противников частного бизнеса относятся всего лишь15 процентов россиян. Для остальных же он вполне легитимен и имеет право не только на существование, но и защиту со стороны государства. Правда, при определенных условиях. Россияне, как видно, из опросов, выступают сторонниками законопослушного и экономически эффективного малого и среднего бизнеса.

Что же касается крупного бизнеса, то к нему отношение весьма скептическое.«Командные высоты» в экономике, считают респонденты, так же как и стратегические отрасли (от электроэнергетики до транспорта), должны находиться в руках государства.

К тому же большинство россиян не рассматривают нынешние крупные состояния, полученные в ходе приватизации 90-х годов, как справедливые. Отсюда— довольно высокий уровень продолжающейся поддержки пересмотра ее итогов — от национализации до установления крупных штрафных санкций для новых русских.

На что потратить миллион?

Неоднозначно отношение россиян к деньгам и собственности в плане их практической реализации. Одни воспринимают эти средства как реальный «ресурс» и пытаются заставить его работать, то есть приносить доход. Другие же смотрят на деньги и собственность с чисто потребительской точки зрения — получить сиюминутное удовольствие, купить новые вещи...

Доля же россиян с так называемыми инвестиционными предпочтениями, осознающими, в частности, необходимость развивать и накапливать человеческий капитал во всех его проявлениях, составляет не более 20 процентов. Граждан, ориентированных на инвестиции и недвижимость, оказалось 38процентов.

Выходит, что большая часть населения склонна жить одним днем и не думать о будущем. К примеру, когда респондентам был задан вопрос, на что они потратили бы миллион рублей, если бы он неожиданно появился, то 55 процентов заявили, что на эти деньги хотели бы пожить в свое удовольствие, решить семейные проблемы. И только 29 процентов вложили бы их в банк, недвижимость, акции, чтобы извлечь из них доход. Лишь 16процентов рискнули бы открыть собственное дело...

Где живем и что имеем

Как показывают обследования, ни с точки зрения качества, ни с точки зрения метража жилищные условия большинства нашего населения не соответствуют нормам развитых стран.

Но при этом, что интересно, четверть россиян оценивает свои жилищные условия как хорошие, 58 процентов— как удовлетворительные и только 18 процентов считают их плохими. Оказывается, плохими в нашей стране считаются условия проживания в общежитиях, коммунальных квартирах, в части дома и съемном жилье. Жители отдельных 2-, 3- и многокомнатных квартир, а также отдельных домов оценивают свои жилищные условия скорее как хорошие.

Таким образом, оценка жилищных условий россиян пока весьма субъективна. Но вместе с тем, как ни парадоксально, даже при наличии средств из тех, кто определил свое жилье как плохое, только около 60 процентов хотели бы купить новую квартиру.

А в целом в недвижимость сейчас инвестируют лишь 3процента населения.

Средний россиянин имеет восемь предметов длительного пользования, половина из которых в возрасте до 7 лет. Своего рода «джентльменским набором», обязательным стандартом является наличие шести предметов, которыми обладают две трети населения: холодильник, цветной телевизор, ковер, мебельный гарнитур, стиральная машина, пылесос.

Одна из ментальных особенностей россиян — с помощью товаров длительного пользования показывать, что они живут «не хуже других». В этих целях ими используются так называемые товары-маркеры. Раньше эту функцию выполнял видеомагнитофон, сейчас —мобильный телефон.

Кредит и страхование

Люди, которые берут кредиты, — это в основном среднеобеспеченные россияне и не старше 50 лет. Наиболее активно осваивает эту форму расширения своей собственности молодежь до 30 лет. Как правило, кредит используется ими для покупки бытовой или аудиотехники, а также домашнего компьютера.

Интересно, что две трети тех, кто в последние годы уже использовал различные формы кредита, в ближайшем будущем не собираются продолжать эту практику. Видимо, погашение кредитов оказалось для них далеко не таким простым делом, как думалось сначала. Следовательно, рост кредитования будет идти пока в первую очередь за счет вовлечения в него новых граждан.

Более знакомой практикой для россиян являются различные формы добровольного страхования. Однако в настоящий момент оно выполняет не столько функции компенсации рисков, сколько следования стандартам поведения, принятым в определенных слоях общества.

Что с социальным оптимизмом?

Отношение к собственности, образ жизни, который ведут различные группы населения, тесно связаны с их мировоззрением, социальными ожиданиями, успехами, которых им удалось добиться. Как показало исследование, в наибольшей степени наши сограждане удовлетворены личными и семейными делами, своими друзьями. Меньше радует характер их профессиональных занятий. В тоже время в вопросах, связанных с карьерой, общественным признанием, пропорция между «хотелось бы» и «добился чего хотел» оказалась отрицательной. Например, получить престижную работу хотели бы 40 процентов респондентов, а реально получили ее в 2 раза меньше.

В целом же был зафиксирован значительный перевес положительных эмоций над отрицательными.

Конечно, подчеркивают авторы исследования, такое отношение россиян к собственности кто-то назовет вчерашним днем, а кто-то разглядит в нем будущее российского общества. Однако в любом случае мнение людей о собственности не должно игнорироваться, его необходимо учитывать при разработке новых федеральных законов, различных аспектов социально-экономической политики.

С чем ассоциируется у россиян частная собственность? (%, допускалось несколько ответов)

Квартира

73

Дача, загородный дом, коттедж

66

Земельный участок, используемый для собственных нужд

65

Автомобиль

56

Земельный участок, используемый для товарного производства

51

Акции предприятий, паи в ЗАО, ООО и т. д.

48

Предприятия

44

Предметы длительного пользования

43

Крупная сумма денег

37

Природные богатства

16

А мысли-то у россиян правильные... (%)

В каких сферах вы добились желаемого?

Уже добились, чего хотелось

Пока не добились, но считают, что это по силам

Хотелось бы, но вряд ли смогут добиться этого

В жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

39,0

11,0

31,0

19,0

Получить престижную работу

20,0

21,0

40,0

19,0

Создать счастливую семью

63,0

19,0

15,0

3,0

Иметь собственный бизнес

2,0

14,0

22,0

62,0

Стать богатым человеком

1,0

15,0

48,0

36,0

Заниматься любимым делом

40,0

22,0

31,0

7,0

Сделать карьеру

9,0

20,0

28,0

43,0

Побывать в разных странах мира

5,0

17,0

50,0

28,0

Воспитать хороших детей

54,0

34,0

8,0

4,0

Жить не хуже других

32,0

33,0

28,0

7,0

Иметь надежных друзей

74,0

14,0

9,0

4,0

Честно прожить свою жизнь

67,0

23,0

6,0

4,0

Иметь интересную работу

40,0

22,0

29,0

8,0

Иметь доступ к власти

2,0

5,0

11,0

82,0