1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Всех подведут под стандарты

В июне на сессии Всемирной таможенной организации (ВТО) будут представлены рамочные стандарты безопасности путей поставок и содействия торговле. В случае ее одобрения новая система стандартов станет обязательной к 2010 году для всех 165 ее участников.

В документе можно выделить четыре основополагающих принципа:

✔ Предварительный обмен данными автоматизированным способом. Загодя полученная информация дает возможность импортеру заранее ее проанализировать и отреагировать соответствующим образом. Такая мера предотвращает не только физическую угрозу, но и необходима для обеспечения бюджетной безопасности.

✔Создание системы анализа и управления рисками. Эта система на руку предпринимателям, поскольку таможня будет досматривать только те поставки, которые представляют либо физическую опасность, так как могут содержать, например, оружие массового поражения, либо опасность несоблюдения национального законодательства.

✔ Создание технологии по контролю транспортных средств. Эта часть стандартов предусматривает, в частности, установку на пункте пропуска рентгеновского аппарата. Такая мера позволяет эффективнее обеспечивать физический контроль на границе.

✔ Создание тесных партнерских отношений с бизнесом. Международные таможенные чиновники заинтересованы в том, чтобы инвестирующие в область безопасности предприятия (проверяющие свои логистические цепи, склады и персонал) получали особый статус, дающий определенные преимущества в скорости оформления товаров и сокращении количества контрольных операций.

Побывавший недавно в Москве Генеральный секретарь ВТО Мишель Дане пояснил, что его организация под безопасностью международной торговли понимает не только безопасность логистической цепочки, но и бюджетную составляющую каждого государства.

Новый стандарты — рамочный документ, наполнять его будут таможенные организации стран — участниц ВТО в зависимости от своей специфики. Кроме того, внедрение новой системы стандартов потребует внесения изменений в национальные законодательства, в том числе и России. При этом подразумевается, что требования безопасности не должны мешать торговле и создавать дополнительные барьеры.

Российская делегация проголосует за принятие рамочного документа, заявил руководитель ФТС России Александр Жерихов. Новые стандарты совмещают требования ужесточения контроля для «непрозрачных» участников ВЭД за безопасным прохождением грузов с ускорением таможенных процедур, их упрощением и удешевлением для законопослушных предпринимателей.

Многие из положений данного международного документа уже заложены в Концепцию развития российских таможенных органов на 2005 — 2010 и последующие годы, проект которой передан на рассмотрение в Правительство РФ.

В частности, как рассказал заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко, прорабатываются вопросы разделения товаропотоков и документооборота, переход от тотального контроля товаров к контролю информации о товарах, принцип «одной остановки» и «одного окна», а также переход на электронный документооборот.

Преимущества использования современных технологий очевидны. Так, только один Магнитогорский металлургический комбинат, крупнейший поставщик российского металлопроката на мировом рынке, ежесуточно оформляет на экспорт до 300 вагонов своей продукции. Применение электронного декларирования позволяет сократить процесс таможенного оформления с трех суток до 15 минут. Сокращение времени, необходимого на таможенные процедуры, позволяет значительно сэкономить средства для участников ВЭД.

К сожалению, пока не все таможни могут работать в«электронном» режиме. Однако электронному декларированию товаров отводится особое место. К концу текущего года с электронными ГТД будет работать уже 60 постов. А таможни, имеющие право оформлять электронику и бытовую технику, обязаны перейти на электронную форму декларирования уже до 1 сентября.

Такое стало возможно в том числе благодаря реализации проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов», начавшегося в октябре 2003 года. Делегация Всемирного банка, выделившего российской таможне кредит в размере 140 млн долларов, после очередной проверки осталась довольна ходом проекта.