1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1843

Выпуском медтехники в России займутся иностранцы

Реформирование системы здравоохранения вызвало динамичный рост рынка, но не привело к сопоставимому росту отечественного производства медицинской техники. Это признал глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании, которое провел премьер-министр Дмитрий Медведев в Пензе. Министр пообещал, что к 2020 г. доля российских товаров на рынке медицинских изделий достигнет 40%. Он уверен, что, развивая локализацию технологий производства на территории страны, за восемь лет можно увеличить выпуск медоборудования в 6,5 раза.

Дмитрий Медведев напомнил, что федеральная целевая программа по развитию фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 г. была принята еще в 2010 г. Согласно этому документу большая часть из почти 190 млрд руб. будет направлена на модернизацию производств и на научно-исследовательские работы. В создание новой медицинской техники будет вложено более 26 млрд руб. государственных инвестиций и близкая по объему сумма внебюджетных средств.

Несмотря на усилия чиновников за два года ситуация в секторе практически не изменилась. Отечественные производители по-прежнему занимают менее четверти рынка. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных, сегментах медицинской техники и изделий медицинского назначения доля импорта приближается к 100%. Есть и положительные примеры, но на общем фоне они теряются. Так, отечественные искусственные сердечные клапаны поставляются в 17 стран мира. Они занимают также более 60% внутреннего рынка.

Врачам не хватает диагностических аппаратов

Как уточнил глава Минпромторга, большинство отечественных производителей сосредоточены на производстве техники и изделий, не участвующих в непосредственном контакте с пациентом, а выполняющих вспомогательные или обеспечивающие функции. Доля такой продукции в структуре формирования добавленной стоимости незначительна. Наибольшую добавленную стоимость имеет высокотехнологичное оборудование, применяемое непосредственно для диагностики и лечения пациента, которое сегодня в основном импортируется.

В свою очередь, импортозамещению препятствуют крайне низкая степень консолидации российской промышленности и отсутствие крупных компаний, которые обладали бы достаточным собственным капиталом для устойчивого развития и выхода на внешние рынки. Относительно устойчивое финансово-экономическое положение имеют порядка 150—200 компаний — это примерно 15—20% от общего объема производства и соответственно общего числа компаний, которые задействованы в этой отрасли.

Эксперты полагают, что сейчас ситуация складывается таким образом, что в среднесрочной перспективе отечественный медпром может окончательно потерять конкурентоспособность. Это связано как с использованием морально устаревших технологий, так и с отставанием в применении современных стандартов производства, менеджмента качества, системы продвижения продукции, послепродажного обслуживания, с отсутствием собственной современной базы разработок.

Д. Мантуров признал этот риск, но выразил уверенность, что запланированные правительством действия смогут вывести отрасль на новый уровень развития. По оценке Минпромторга, к 2020 г. доля российских товаров на рынке медицинских изделий достигнет 40%. При этом экспорт медицинских изделий увеличится в 7 раз, а производство изделий на внутреннем рынке — примерно в 6,5 раза.

Оптимистичные прогнозы построены на основании оценки долгосрочных потребностей системы здравоохранения в медицинских изделиях, которые, как подсчитали чиновники, до 2015 г. будут ежегодно увеличиваться на 16%, а после 2015 г. — на 9% в год. Как сообщало ранее Минздравсоцразвития, на модернизацию здравоохранения в 2011—2012 гг. будет направлено порядка 460 млрд руб. Из них 300 млрд руб. — на модернизацию материально-технической базы учреждений — на приобретение оборудования, капитальный ремонт, а 24 млрд руб. — на информатизацию системы здравоохранения.

Учитывая, что отечественные предприятия не могут удовлетворить растущий спрос, Минпромторг совместно с Минэкономразвития предложил сосредоточиться на стимулировании локализации технологий производства современных мед­изделий на территории России.

Современное оборудование нуждается в сервисе

По мнению премьера, для развития медицинского обслуживания и производства медтехники нужно решить несколько главных задач.

В первую очередь необходимо преодолеть разобщенность отрасли и консолидировать производителей, разработчиков, научную базу. Далее следует расширить производство компонентов для производства медицинской техники, обеспечить приток иностранных инвестиций и наладить комплексное сервисное обслуживание.

Участники рынка сетуют, что, хотя процесс переоснащения российских клиник современной техникой идет достаточно активно, в стране совершенно не рассматриваются вопросы, связанные с дальнейшей эксплуатацией этого оборудования, обеспеченности его специальными контрольно-измерительными приборами, обеспечения медицинским и техническим персоналом, способным работать на данном оборудовании. Также недостаточное внимание уделяется организации технического осмотра, ремонту, обеспечению запчастями, минимизации простоя.

Глава правительства подытожил: в стране существуют большие проблемы с комплексным обслуживанием медтехники. «Иностранные специалисты делают это очень качественно, но дерут втридорога»,— отметил Д. Медведев. Еще одной первоочередной задачей, по его мнению, является переход на международные стандарты качества производимого оборудования.

Все эти задачи должны быть решены с помощью Стратегии развития производства медицинской техники, которую премьер поручил Министерству промышленности и торговли разработать до 1 февраля следующего года. В свою очередь, Д. Мантуров сообщил, что ведомство ведет активную работу над документом, и пообещал, что реализация стратегии не потребует дополнительного государственного финансирования: все мероприятия уже заложены в целевой отраслевой программе. При этом самой важной статьей расходов до 2020 г. он назвал капитальные вложения в научно-техническую и производственную сферы, которые составят около 3,9 млрд руб.

к сведению

Медпром получит долгосрочный госзаказ

Формулировка долгосрочного заказа государства на закупку медицинской техники позволит эффективно привлекать инвестиции в высокотехнологичные медицинские проекты. Об этом заявил заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов 18 сентября на совещании в Сколково.

Ранее в Пензе Дмитрий Медведев поручил Минздраву и Минпромторгу составить перечень медицинской техники, которую целесообразно производить в первую очередь. А. Иванов сказал, что желательно поручить Минздраву, Фонду обязательного медицинского страхования, Минфину и Минэкономразвития попробовать сформулировать долгосрочный заказ государства до 2020 г. с учетом программных возможностей на закупку тех или других видов медицинской техники и препаратов.

«Благодаря этому инвесторы будут понимать, что они смогут поддерживать часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понимая, что государство эту продукцию купит», — пояснил А. Иванов. Он добавил, что в рамках программно-целевого бюджета это вполне достижимо.

Вместе с тем представитель Минфина высказал мнение, что среди создаваемых в настоящее время в России территориальных инновационных кластеров необходимо выбрать те, что могли бы эффективно реализовывать проекты по созданию новой медицинской техники. Это позволит Минэкономразвития, Минпромторгу и Минздраву определить пилотные ключевые территориальные кластеры, которые могли бы создавать условия для реализации инвестиционных проектов в рамках госзаказа.

Заинтересованные ведомства должны также, по мнению Минфина, сформулировать предложения по уточнению законодательства, которое позволило бы привлекать внебюджетные инвестиции в долгосрочные инвестиционные проекты в инновационной медицине, основанные на долгосрочном госзаказе.

Предложения А. Иванова получили поддержку главы кабинета министров. По подсчетам финансового ведомства на закупки медицинской техники за последние несколько лет государство потратило уже около 300 млрд руб., в дальнейшем на эти цели только по бюджету Минздрава планируется тратить около 20 млрд ежегодно.