Где квартирует бизнес?

| статьи | печать

Точными сведениями о положении дел на региональных рынках недвижимости не располагает ни один риэлтер.

К такому выводу пришли участники конференции «Анализ рынка коммерческой недвижимости регионов: инструменты и результаты». Причина в том, что в настоящее время аналитики используют разные системы сбора и обработки данных, в результате чего общая картина оказывается сильно искаженной.

Организаторы мероприятия — Российская гильдия риэлторов и компания «МИЭЛЬ-Недвижимость»— уверены, что только достоверная информация о локальных рынках недвижимости, предоставленная ведущими специалистами, позволит сетевым компаниям и девелоперам снизить риски при выходе на пока еще неосвоенные региональные рынки сбыта и ускорить процесс реализации крупных инвестиционных проектов.

Одним из наиболее перспективных объектов для вложений считается торговля. По мнению большинства аналитиков, современных торговых комплексов в крупных городах по-прежнему не хватает. Например, в Нижнем Новгороде потребность в качественных торговых площадях почти втрое превышает имеющиеся. А в Екатеринбурге их дефицит привел к необычайно высоким ставкам аренды. Дело не только в недостатке инвестиций, но и в нехватке грамотных девелоперов. Так, в Самаре торговые центры находятся за чертой города и этим неудобны для покупателей.

Тормозит развитие региональной торговли и нехватка складских помещений. Во многих городах под склады приспособлены бывшие промышленные здания, обветшавшие и неприспособленные для хранения товаров постройки, оставшиеся с советских времен.

Не лучше выглядит ситуация и с офисной недвижимостью. В регионах 80% этого рынка составляют офисы класса «С». Большинство из них — непрофильные площади, расположенные в зданиях НИИ, административно-бытовых корпусах промышленных предприятий, в гостиницах, на первых этажах жилых домов.

К примеру, современные офисы европейского уровняв Екатеринбурге составляют всего 2%, а в Ростове-на-Дону и Новосибирске их нет вовсе. В то же время построенный в Самаре бизнес-центр класса «А» не полностью востребован арендаторами.

Многие местные предприниматели воспринимают затраты, связанные с долгосрочной арендой хорошего офиса, не как актив, способный повлиять на увеличение прибыли, а как обременительную, но необходимую трату. Тогда как серьезные инвесторы, осваивающие регионы, предпочитают либо покупать, либо самостоятельно строить себе офисные центры.