Работодатели хотят, чтобы работники не мешали бизнесу

| статьи | печать

РСПП представил концепцию нового Трудового кодекса. Старый, по мнению работодателей, не дает развивать инновационную экономику.

Действующий Трудовой кодекс вступил в силу в 2002 г. Он стал результатом компромисса между работодателями, государством и профсоюзами, достигнутого в рамках Трехсторонней комиссии. Но одновременно решить две противоположные задачи по стимулированию бизнеса гибкой системой занятости и максимальному сохранению имеющихся рабочих мест с помощью этого компромисса, естественно, не удалось. По мнению работодателей, несмотря на внесение множества улучшающих изменений, Кодекс препятствует развитию инновационной экономики. А приведенные в нем определения понятий «рабочее время», «рабочий день» и «рабочее место» устарели.

Главная претензия бизнеса в том, что Трудовой кодекс устанавливает слишком затратные механизмы изменения трудовых договоров по инициативе работодателя (в том числе в части введения режима неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу). Что сильно осложнило их положение во время кризиса в 2008—2009 гг. Кроме того, работодатели хотели бы избавиться от принуждения брать на себя повышенные социальные обязательства перед работниками в условиях, когда они не обеспечены экономически.

Новая редакция Кодекса должна облегчить работодателю возможность расторжения трудового договора с малоэффективными работниками при обоснованных экономических затратах. Кроме того, в нем должны быть установлены механизмы, способствующие повышению устойчивости предприятий в период экономической нестабильности: временный перевод работников к другому работодателю с приостановкой основного трудового договора, упрощенное введение временного режима неполного рабочего времени и др.

Особые условия регулирования трудовых отношений должны быть установлены для малого бизнеса. Например, упрощение увольнений по инициативе работодателя при экономических трудностях, сокращение сроков предупреждения работников о предстоящих увольнениях и изменениях условий труда, уменьшение выходных пособий.

Много внимания в концепции, предложенной РСПП, уделяется снижению административных издержек бизнеса. Работодатели ратуют за упрощение кадрового делопроизводства, возможность выбора — вести его в бумажном или электронном виде, возможность заключения трудовых договоров посредством обмена письмами, в том числе электронными. Также они хотели бы, чтобы Трудовой кодекс внес больше ясности в требования к обработке персональных данных сотрудников. Действующее законодательство в этой сфере противоречиво и значительно осложняет работодателям ведение кадрового делопроизводства.

Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков назвал предложения РСПП экзотическими «хотелками» бизнеса. Бизнес хочет снижать затраты за счет зарплаты и социальных обязательств, но профсоюзы с этим никогда не согласятся. Он уверен, что практически ничего из того, что предложено в концепции РСПП, принято не будет, потому что это противоречит идее социального государства. По мнению профсоюзов, действующий Трудовой кодекс показал свою эффективность во время кризиса: способствовал защите интересов людей, которых хотели выбросить на улицу, и оградил наемных работников от произвола работодателей.

Предложения по изменению Трудового кодекса есть и у профсоюзов. Среди них, например, увольнение членов профсоюза только при согласии выборного профсоюзного органа, возвращение в их распоряжение фондов социального страхования. И участие избранных представителей работников в руководящих органах предприятий: советах директоров, наблюдательных советах — с правом голоса. Эти предложения профсоюзов не нашли поддержки при достижении компромисса при принятии действующего Трудового кодекса. Но теперь профсоюзы намерены настаивать на принятии жестких норм в защиту членов профсоюзов.

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев считает, что одна из задач Трудового кодекса — добиваться того, чтобы рабочая сила в России была более дорогой, а значит, более эффективной. Кроме того, Кодекс должен снимать с работодателя риск потерь от трудовых конфликтов и забастовок. И действующий ТК РФ, по мнению А. Исаева, с этим справляется: большая часть конфликтов разрешается путем переговоров. А вот если Трудовой кодекс изменится в соответствии с концепцией РСПП, он предрекает подъем волны забастовок.

РСПП, по мнению А. Исаева, сделал неверный шаг, формируя концепцию без участия других сторон. Особенно вызывающим он назвал предложение о легализации заемного труда, в то время как Госдумой уже в первом чтении принят законопроект, его запрещающий.

Владимир Кашин, ответственный секретарь учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения трудовых споров» обращает внимание на то, что жесткое вмешательство государства в отношения работника и работодателя связано с тем, что у нас нет фондов, которые позволяли бы сдерживать социальную напряженность при массовых увольнениях. В европейских странах принято страхование от безработицы, которое позволяет работнику поддерживать приемлемый уровень жизни при увольнении и не опускаться до полной нищеты, когда нечем заплатить за квартиру и коммунальные услуги. Поэтому, прежде чем упрощать увольнение работников, в России необходимо сначала создать фонды страхования от безработицы. Но для этого, во-первых, необходимо время, а во вторых, увеличение нагрузки на фонд оплаты труда. Но любые инициативы в этом направлении вызывают протесты работодателей.

По мнению В. Кашина, работодатели удачно выбрали момент для того, чтобы озвучить свои потребности. До выборов далеко, и власть может попытаться предпринять какие-то шаги для облегчения положения бизнеса. Наиболее вероятно, по его мнению, что будет расширен список случаев, в которых возможно заключение срочных трудовых договоров либо договоров на выполнение конкретной работы. Разрешение возможности применения суммированного учета рабочего времени, также выполнения работником работы по совместительству у того же работодателя.