Проверки пенсионного фонда

| статьи | печать

Мы продолжаем цикл статей, посвященных проверкам различных надзорных инстанций.
Сегодня речь пойдет о проверках, проводимых Пенсионным фондом России (ПФР).
Проверку ПФР могут спровоцировать два обстоятельства:
- непредставление в срок сведений о работниках;
- неуплата страховых взносов в ПФР.

Что и как проверяет ПФР

В ходе проверки инспекторы ПФР вправе проверить лишь достоверность индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке работников. И только. Даже то, как организация исчисляет и платит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, ПФР проверить не вправе, так как это задача налоговых инспекций.

Хотя инспекторы ПФР и не вправе проверять правильность начисления и уплаты взносов, однако они могут через суд взыскать недоимку по страховым взносам и пеням - на основании данных, полученных от налоговых инспекций (ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Закон об ОПС).

Согласно п. 3.3 Порядка, утвержденного совместным Распоряжением ПФР и ФНС России от 28.12.2006 N 282р/231 <*>, по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов налогоплательщику.

--------------------------------

<*> Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

При этом под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам рассмотрения материалов проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Однако для взыскания сумм, не превышающих 50 000 руб. (для компаний) и 5000 руб. (для индивидуальных предпринимателей), не нужно обращаться в суд. Такие суммы списывают со счета в бесспорном порядке (п. 3 ст. 25 Закона об ОПС). Причем в бесспорно взыскиваемую сумму входит не только недоимка, но также пени и штрафы.

Закон не оговаривает период, за который ПФР бесспорно взыскивает суммы недоимки, пени и штрафы по взносам в пределах установленных лимитов.

Документом, регламентирующим порядок проведения проверки, осуществляемой ПФР, являются Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п.

Документальные (выездные) проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР.

Это решение предъявляется страхователю при осуществлении проверки.

Лицо, осуществляющее проверку, имеет право:

- требовать представления документов, справок и сведений по вопросам, возникшим в ходе проверок;

- требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании;

- требовать представления страхователями дополнительных сведений;

- получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая сведения, составляющие налоговую тайну;

- составлять акт документальной проверки;

- осуществлять корректировку индивидуальных сведений, представленных страхователями, и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет.

Сведения о стаже и заработке сотрудников могут быть проверены лишь за два предшествующих года.

Если число работников фирмы не превышает 30 человек, проводится сплошная выборка по всему персоналу.

Если работников больше, проводится выборочная проверка, но не менее чем по 7% сотрудников.

Длительность ревизии не может быть свыше двух месяцев.

В первую очередь проверке подлежат сведения:

- по гражданам, которые выйдут на пенсию в ближайшие два года;

- по сотрудникам, которые имеют право на льготную пенсию;

- по сотрудникам, работавшим на основе гражданско-правовых договоров.

Этапы проверки

1. Основной предмет проверки - наличие у работников страховых свидетельств.

На этом этапе будут изучены:

- штатное расписание;

- список внештатных работников;

- список работников, нанятых по гражданско-правовым договорам;

- приказы о приеме на работу и увольнении;

- трудовые и гражданско-правовые договоры с работниками.

2. Затем проверяется достоверность сведений о выплатах, начисленных застрахованным работникам.

Для этого истребуются такие расчетные документы, как:

- расчетные (расчетно-платежные) ведомости;

- лицевые счета;

- прочие бухгалтерские документы, связанные с начислением заработной платы.

3. Проверяются также сведения о трудовом стаже работников.

В этих целях проверяются первичные документы по учету кадров и использованию рабочего времени <*>, в том числе:

- личные карточки работников (форма N Т-2);

- трудовые книжки;

- табели учета рабочего времени и зарплаты;

- приказы об отпусках;

- справки о простоях;

- акты приема-сдачи работ и услуг (по гражданско-правовым договорам);

- документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда, и т.п.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"; Постановление Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования".

Кроме того, могут быть истребованы учредительные и иные правоустанавливающие документы компании.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки ПФР оформляются актом.

Акт проверки с приложениями составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими со стороны ПФР, а также руководителем проверяемой организации (уполномоченным представителем) и главным бухгалтером и заверяется печатями органа ПФР и организации.

Что касается правильности исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС, которую проверяют налоговики (см. выше), то здесь предусмотрена следующая процедура.

ПФР в течение трех месяцев со дня поступления сведений о сумме задолженности от налоговиков направляет организации требование об уплате (п. 1 ст. 25.1 Закона об ОПС). Его форма утверждена Приказом Минфина России от 30.01.2006 N 18н. В документе должны быть указаны:

- сумма задолженности по пенсионным взносам;

- размер пеней и штрафов;

- срок уплаты недоимки, пеней и штрафов, который установлен законодательством;

- срок исполнения требования;

- основание взыскания сумм;

- ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить взнос.

Если организация добровольно не уплатит долг по взносам, ПФР принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов по взносам <*>. Бланк документа утвержден Приказом Минфина России от 30.01.2006 N 18н.

--------------------------------

<*> Взыскание недоимки сотрудниками ПФР происходит при размере задолженности нарушителя, не превышающем 5 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. руб. - для организаций. При большем размере долгов предприятия перед бюджетом возврат средств происходит в судебном порядке.

Решение должно быть доведено до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после его вынесения (п. 7 ст. 25.1 Закона об ОПС).

Одновременно в течение пяти дней после вынесения решения ПФР направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. Принудительное взыскание долга по пенсионным взносам производится в порядке, который установлен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обжаловать решение ПФР можно в вышестоящем органе или в арбитражном суде. Оспаривая решение территориального отделения ПФР, организация должна направить ему копию заявления, поданного в вышестоящую инстанцию. О дате рассмотрения дела организацию-страхователя должны оповестить за 10 дней. В течение этого срока исполнение решения о взыскании недоимки приостанавливается.

Нарушение и наказание

Если в ходе проверки выявлены ошибки в представленных индивидуальных сведениях, то организация волне может обойтись и "малой кровью", т.е. в двухнедельный срок внести в установленные формы необходимые исправления и сдать их в отделение ПФР (п. 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318).

А вот при более серьезных нарушениях без штрафа не обойтись.

1. Так, в отдельных случаях, прямо указанных в п. 1 ст. 27 Закона об ОПС, нарушение страхователем установленного этим Законом срока регистрации в органе ПФР влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").

Если же просрочка составила более 90 дней, то штраф увеличивается вдвое и составляет 10 000 руб.

Обратите внимание! По общему правилу Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 г. сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в орган ПФР направляет не страхователь, а регистрирующий орган (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

2. Неуплата или неполная уплата суммы страховых взносов карается штрафом в размере от 20% (за неумышленное занижение базы) до 40% (за умышленное занижение) от причитающейся к уплате суммы (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 2 ст. 27 Закона об ОПС).

Обратите внимание! Ответственность за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена п. 2 ст. 27 Закона об ОПС, а не ст. 122 НК РФ (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании"), поскольку страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФР в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН). Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав ЕСН, не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

3. За несвоевременную уплату страховых взносов также придется заплатить пени. Они составят 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России за каждый день просрочки (ст. 26 Закона об ОПС). Напомним о сроках уплаты взносов. Страховые взносы в ПФР нужно уплачивать ежемесячно в срок, установленный для получения в банках средств на выплату заработной платы (п. 2 ст. 24 Закона об ОПС).

4. Нарушение сроков представления отчетности о стаже и заработке сотрудников, представление недостоверных данных, непредставление сведений влечет за собой санкции в размере 10% от суммы, причитающейся к перечислению в ПФР (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", далее - Закон N 27-ФЗ).

Обратите внимание! Сумма штрафа исчисляется от размера платежей только за тех застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены необходимые сведения (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).

Впрочем, ряд авторов считает, что согласно ст. 1.1 КоАП РФ нормы иных законов РФ, устанавливающие административную ответственность, действовать не должны. Из этого следует, что за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета должна применяться только ответственность, установленная КоАП РФ.

Ответственность за непредставление в органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно как и за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Однако на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация.

По мнению же проверяющих, за опоздание с представлением отчетности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ могут быть наказаны должностные лица предприятия (руководитель и главный бухгалтер). Решение об этом принимает суд на основании протокола, составленного сотрудниками ПФР. Размер штрафа в этом случае составит от 300 до 500 руб.

5. Если вы не сообщили или несвоевременно сообщили необходимые сведения в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, то размер штрафа составит 1000 руб. А если "приступ забывчивости" посетил вас в течение года неоднократно, то штраф увеличится до 5000 руб. (п. 3 ст. 27 Закона об ОПС).

Как разъяснил ПФР в Письме от 05.08.2003 N КА-09-25/8276, п. 3 ст. 27 Закона об ОПС территориальные органы ПФР вправе применить только при несообщении (несвоевременном сообщении) решения организации о своей ликвидации (реорганизации) - в трехдневный срок со дня принятия решения и об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения - в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

В случае же непредставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представления неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР ответственность наступает в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Обратите внимание! Законодательством РФ не установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации по страховым взносам на ОПС. На это указал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 14.03.2006 N 106.