Российская промышленность готовится к кризису

| статьи | печать

Самой распространенной мерой, которую отечественные промышленные компании собираются использовать в случае наступления кризиса, станет сокращение зарплат и переход на неполную рабочую неделю (63%), отмечается в исследовании Института экономической политики им. Е. Гайдара. Сокращать объемы производства продукции намерены в критической ситуации 43% предприятий.

Более четверти российских промышленных предприятий собирается использовать в кризисных условиях такой инструмент, как снижение цен на свою продукцию.

Напомним, что в мае и июне, по данным Росстата, цены производителей промышленных товаров уже снижались на 2,4 и 0,9% соответственно.

Осенью прошлого года сокращать производство продукции собиралось более половины предприятий (54%), а в некоторых отраслях, например в черной металлургии, — 89% (сегодня гораздо меньше — 56%).

Планировать антикризисные меры топ-менеджеров промышленных компаний стимулируют данные Росстата, который в II квартале зафиксировал замедление прироста производства до 2,3% после роста на 4% в январе — марте.

Многие эксперты считают, что промышленность, ранее стоявшая на грани стагнации, теперь фактически вошла в эту фазу. В II квартале, подчеркивают аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, снизилось производство в металлургии, сократился выпуск оборудования, текстиля, обуви, мебели и химической продукции.

Налицо уже немало конкретных примеров, свидетельствующих об остановках производства на промышленных предприятиях. Так, «Ростсельмаш» в июне приостанавливал выпуск продукции, причем это сопровождалось заявлениями о возможном увольнении 25% работников.

В холдинге «Евраз» в II квартале снизился объем выплавки стали на 4,4%, выпуска металлопродукции — на 7,7% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Руководство КамАЗа зафиксировало по итогам I квартала нынешнего года снижение заказов и решило с июня ввести сокращенную рабочую неделю. Соответствующий приказ действует до конца года, и каждый месяц топ-менеджмент компании оценивает ситуацию и принимает решение о его отмене или продлении.

В сложившейся ситуации некоторые аналитики видят и долю позитива. Наученные горьким опытом 2008 г., когда статистика и правительство проморгали начало кризиса, промышленные компании заранее стараются спланировать возможные меры, которые понадобятся в критическом положении.