1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2547

Бизнес-климат заморозил инновации

Вопреки мировым тенденциями доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП нашей страны снижается. Причина — неподходящий для развития инновационных компаний бизнес-климат.

О проблемах развития индустрии ИКТ участники рынка рассказали в ходе пресс-конференции на тему «Экономика будущего — ИНФОНОМИКА», которую провела Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) .

По словам исполнительного директора АП КИТ Николая Комлева, последние исследования потребительских рынков, проведенные компанией McKinsey, свидетельствуют, что ИКТ входят в четверку ведущих секторов хозяйства по интенсивности воздействия на современное общество наряду со здравоохранением, сельским хозяйством и инфраструктурой. В то время как влияние ИКТ на экономику развитых стран растет, доля этого сектора в ВВП России падает (2011 г. — 3,9%, 2010 г. — 4,2%).

Участники рынка надеются, что совместные усилия помогут им сменить нисходящий тренд на восходящий. Оптимизма прибавляют оценки международных аналитиков. Например, в ежегодном рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий в мире, опубликованном экспертами Всемирного экономического форума в текущем году, Россия поднялась с 77-го на 56-е место.

Интернет поднимет ИКТ

Особые надежды эксперты возлагают на российский интернет-бизнес, занимающий 1,9% ВВП России. Пока это существенно меньше, чем в таких странах, как Великобритания (8,3%), Китай (5,5) и США (4,7%) (данные Boston Consulting Group, Economist Intelligence Unit и OECD). По мнению генерального директора компании «КРОК» Бориса Бобровникова, используя опыт этих стран, в России уже сегодня есть потенциал увеличения ВВП на 3—6% только за счет развития ИТ.

Положительные прогнозы позволяет сделать динамика инвестиций в интерактивный бизнес. По данным компании Fast Lane Ventures, в 2011 г. количество сделок на российском интернет-рынке увеличилось почти в 3,6 раза — до 215. Общий объем инвестиций в молодые интернет-компании и стартапы вырос до 540 млн долл., что составило 26,7% общего объема рынка (2,15 млрд долл. с учетом IPO Yandex, покупки доли в VKontakte компанией Mail Group, инвестиций ruNet, Rakuten и Index в Ozon).

Для сравнения: в 2010 г. оте­чественные игроки провели 59 сделок. В молодые интернет-компании и стартапы инвестировано 225 млн долл., что составляет 17,3% общего объема инвестиций в Рунет с учетом двух крупнейших сделок с участием зрелого бизнеса: IPO Mail Group и покупка доли в VKontakte компанией Mail Group (1,3 млрд долл.).

Несмотря на позитивную динамику, российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным. По оценкам экспертов Fast Lane Ventures, объем непубличных сделок в Рунете примерно равен объему публичных, информация по которым открыта. «Мы знаем не менее чем о 100—150 сидовых инвестициях, осуществляемых бизнес-ангелами и непубличными холдингами, и 20—30 крупных инвестициях, например, now.ru, wildberries.ru, bonsport.ru, autoscout24.ru, promenad.ru, bigbuzzy.ru, mebelrama.ru, holodilnik.ru, booking.ru, quto.ru, zvooq.ru, bookmate.ru, t&p.ru, по которым вся финансовая информация абсолютно закрыта», — сообщил Андрей Куликов, старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures. По его оценке, с учетом этих сделок общий объем инвестиций в российские интернет-компании и стартапы мог составить около 500 млн долл. в 2010 г. и 1 млрд долл. в 2011 г.

Одна из современных тенденций развития интернет-рынка — рост интереса инвесторов к интернет-стартапам на стадии seed (стадия изучения рынка и составления бизнес-плана). Количество компаний, получивших стартовые инвестиции в 2011 г., выросло более чем в четыре раза по сравнению с 2010 г. (22 сделки в 2010 г. — 91 сделка в 2011 г.). Общий объем seed-инвестиций в 2010 г. составил 8,7 млн долл., в 2011 г. — 14,1 млн долл.

Вместе с тем наблюдается беспрецедентный рост грантового финансирования: за два года 61 стартап получил более 20 млн долл. в виде грантов (до 2010 г. эта цифра стремилась к нулю).

Основным объектом инвестиций и главным драйвером роста российского Интернета остается электронная коммерция. Причем анализ наиболее крупных сделок подтвердил приверженность инвесторов к проверенным бизнес-моделям. Как минимум половина из топ-10 инвестиций, включая VKontalte, Darberry, Avito, Kupivip, является аналогами западных бизнес-моделей. Использование проверенных схем минимизирует риски неудач и позволяет значительно ускорить процесс разработки и запуска новых компаний.

Стране не хватает программистов

Еще одно перспективное направление развития ИКТ — выпуск новых программных продуктов. Президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров привел данные о том, что за последние 20 лет российская индустрия разработки программного обеспечения превратилась в один из наиболее конкурентоспособных экспортно ориентированных секторов российской экономики, увеличив объем экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке с 0 до 4,1 млрд долларов (2011 г., данные ежегодного исследования «РУССОФТ»).

Эксперты сошлись во мнениях, что более активно развиваться российским предприятиям из сферы ИКТ мешает плохой бизнес-климат в стране. Н. Комлев отметил, что самыми больными местами являются преодоление административных барьеров, неэффективность правовой защиты бизнеса в спорах с государством, а также низкие показатели реализации государственных программ по использованию ИКТ. Серьезным препятствием является также дефицит квалифицированных кадров и их утечка за границу.

Чтобы найти решение этих проблем, представители инновационных компаний договорились подготовить Стратегию развития ИКТ, предусматривающую ускоренное развитие ИТ-индустрии, в том числе за счет повышения эффективности гос­управления и оказания государственных услуг населению с использованием информационных технологий.

к сведению

Рост рынка ИТ-услуг замедляется

В текущем году темпы роста сектора ИТ-услуг сократятся по сравнению с прошлым годом. Причины — снижение динамики роста ВВП и умеренный спрос на российское сырье за рубежом. Такие выводы содержатся в отчете Russia IT Services 2012—2016 Forecast and 2011 Analysis, опубликованном компанией IDC.

По подсчетам аналитиков, объем российского рынка ИТ-услуг в 2011 г. вырос на 27,2% и составил 5,94 млрд долл.

Несмотря на относительно медленный рост, системная интеграция осталась крупнейшим сектором рынка ИТ-услуг в России в прошлом году с долей 28,5%, лишь немного опередив сектор разработки заказного программного обеспечения.

Непривычно высокими темпами в 2011 г. рос сегмент установки и поддержки оборудования, что было связано с масштабными проектами по внедрению оборудования в крупных центрах обработки данных в банковском секторе. За счет этого доля услуг установки и поддержки возросла до 19,4 %.

Доля аутсорсинга выросла незначительно, составив 14,2%.

В прошлом году главными потребителями ИТ-услуг были финансовые организации, за ними следовали государственные и телекоммуникационные компании. Расходы на ИТ росли во всех отраслях, при этом наиболее динамично спрос на ИТ-услуги увеличивался в секторах страхования, профессиональных услуг и здравоохранения.

В 2012 г. IDC прогнозирует дальнейший рост рынка ИТ-услуг, который будет стимулировать инициативы по развитию электронного правительства.

«Российский рынок ИТ-услуг значительно вырос благодаря успешным проектам в финансовых, государственных и телекоммуникационных компаниях. Укрупнение бизнеса, рост производительности и расширение спектра услуг ведущими отечественными системными интеграторами также способствовали росту рынка, — отметил аналитик IDC Александр Прохоров. — Рынок будет продолжать расти, при этом IDC ожидает замедление темпов роста в 2012 г. из-за снижения динамики роста ВВП и умеренного спроса на российское сырье за рубежом».

Покупатели голосуют за смешанный ассортимент

Самый быстрорастущий формат интернет-торговли — магазины, торгующие смешанным ассортиментом. Рост в данном сегменте в апреле — июне составил около 13%. Об этом свидетельствует опубликованный Центром стратегических исследований ENTER «Барометр рынка интернет-торговли», представляющий собой мониторинг посещаемости ключевых российских интернет-магазинов в II квартале текущего года.

80% продаж всего онлайн-трафика приходится на три товарных сегмента: «Электроника и бытовая техника», «Одежда, обувь и аксессуары» и магазины смешанного ассортимента. По мнению экспертов, данный факт свидетельствует о наличии большого потенциала роста трафика остальных сегментов.

Еще одна современная тенденция развития торговли в РФ — смешение каналов продаж. Офлайн-магазины активно выходят в онлайн, в то время как интернет-ретейлеры открывают традиционные точки продаж. В результате около 49% магазинов из топ-100 интернет-торговцев представлены онлайн и офлайн.

Примечательно, что популярные магазины зачастую не удовлетворяют требования пользователей к сервису. Лишь 16% магазинов из рейтинга «Топ-100 самых посещаемых» отмечены пятью звездами (оценка системы «Яндекс.Маркет»). Наиболее высокие оценки наблюдаются в группах товаров «Одежда, обувь и аксессуары» и «Электроника и бытовая техника», самый низкий уровень — у сегмента «Мебель».