1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1127

Новое в исполнительном производстве (ч.2)

Мы продолжаем комментировать новый Федеральный закон об исполнительном производстве. В статье автор рассмотрел вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, реализацией имущества должника, порядком обращения взыскания на имущество должника, окончанием исполнительного производства, и другие моменты.

Вызовы и извещения

Впервые в новом Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, новый Закон) отдельная глава посвящена вопросам вызовов и извещений. Указанные вопросы в редакции Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ не затронуты.

Решен спорный вопрос об уведомлении сторон о действиях судебного пристава. Приставу предоставлено право не уведомлять предварительно о своих действиях при исполнении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер (ч. 2 ст. 24 Закона N 229-ФЗ).

Во всех других случаях предварительное уведомление обязательно.

Возбуждение исполнительного производства

В новом Законе усовершенствована редакция статей, касающихся возбуждения исполнительного производства.

Согласно обновленным правилам ст. 30 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ с заявлением взыскателя подается по месту жительства должника-гражданина, месту пребывания или месту нахождения его имущества, а в отношении организации - по ее юридическому адресу, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства (филиала).

В случае если взыскателю неизвестно подразделение судебных приставов, которое должно возбудить исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ вместе с заявлением главному судебному приставу того субъекта РФ, где должны совершаться исполнительные действия. Главный пристав субъекта РФ перешлет их в соответствующее подразделение судебных приставов.

Таким образом, разрешен спорный вопрос судебной практики о возможности направления исполнительного документа и в иное подразделение судебных приставов, которое якобы было обязано переслать его по назначению. При этом такая обязанность нигде не была прописана.

Обращение взыскания на имущество должника

В целом существующий порядок обращения взыскания на имущество должника, в том числе очередность обращения взыскания на имущество должника, сохранен. Вместе с тем Закон дополнен нормами уточняющего характера. Так, более подробно прописаны особенности обращения взыскания на имущество должников-организаций (ст. ст. 94 - 97 Закона N 229-ФЗ). Урегулирован процесс обращения взыскания на имущество должника-организации при введении в отношении него процедуры банкротства, а также при его ликвидации.

Изменен порядок обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в кредитных организациях. Перечисление со счетов должника денежных средств производится на основании исполнительного документа и (или) постановления без представления в банк расчетных документов (ч. 2 ст. 70 Закона N 229-ФЗ).

В случае если взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на нескольких счетах должника, судебный пристав в постановлении обязан указать, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (ч. 3 и 4 ст. 70 Закона N 229-ФЗ). Если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, в постановлении должно быть указано, в каком объеме и порядке наложенный арест снимается.

Впервые введен срок, в течение которого банк или иная кредитная организация обязаны исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании (ч. 5 ст. 70 Закона N 229-ФЗ). В случае нарушения указанного срока (три дня) банк или иная кредитная организация могут быть привлечены к административной ответственности в порядке ст. 114 Закона N 229-ФЗ.

Установлен перечень обстоятельств, при которых банк или иная кредитная организация освобождаются от ответственности в соответствии со ст. 114 Закона N 229-ФЗ. Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие самой возможности исполнить требования исполнительного документа (ч. 8 и 9 ст. 70 Закона N 229-ФЗ), к которым отнесены: отсутствие на счетах должника денежных средств; арест, наложенный на денежные средства, находящиеся на счетах; приостановление операций с денежными средствами.

Нарушить трехдневный срок кредитная организация вправе при наличии обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, содержащихся в прилагаемом заявлении. В этом случае кредитная организация вправе задержать исполнение требований исполнительного документа не более чем на семь дней (ч. 6 ст. 70 Закона N 229-ФЗ).

Обновлен порядок обращения взыскания на наличные денежные средства должника. По-прежнему предусматривается изъятие судебным приставом обнаруженных у должника наличных денежных средств, в том числе хранящихся в помещениях должника-организации либо в кредитных организациях.

Введена обязанность судебного пристава сдать изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов (ч. 1 ст. 70 Закона N 229-ФЗ).

Новый Закон включил в ст. 79 прямую ссылку на норму ст. 446 ГПК РФ, содержащую перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, тем самым заменив указание на некий перечень имущества без указания источника, которым он устанавливается.

Следует отметить, что с 1 февраля 2008 г. гарантированный перечень имущества претерпит изменения. Например, общая сумма денег и продуктов питания, не подлежащих принудительному изъятию у гражданина-должника, будет равна однократной величине прожиточного минимума вместо ее трехкратного размера.

Обратите внимание! Величина прожиточного минимума в целом по России определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). На сегодняшний день величина прожиточного минимума установлена за период с 2005 г. по II квартал 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841).

Обновлены нормы, касающиеся вопросов обращения взыскания на ценные бумаги и имущественные права профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - участник РЦБ). Для клиентов участника РЦБ Закон N 229-ФЗ установил дополнительные гарантии: не может быть обращено взыскание по долгам участника РЦБ на денежные средства и на ценные бумаги его клиентов (ч. 1, 2 ст. 73 Закона N 229-ФЗ).

В новом Законе появилась норма, ограничивающая обращение взыскания по долгам управляющей компании паевого инвестиционного фонда на денежные средства и ценные бумаги лица, подавшего заявку на приобретение инвестиционных паев (ч. 3 ст. 73 Закона N 229-ФЗ).

Оценка имущества должника

В новом Законе появился перечень случаев, когда судебный пристав обязан привлечь оценщика для проведения оценки (ч. 2, 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Так, судебный пристав не вправе оценивать:

- имущество, стоимость которого заведомо превысит 30 тыс. руб.;

- недвижимое имущество;

- различные виды драгоценностей;

- коллекционные денежные знаки и предметы, имеющие историческую или художественную ценность;

- ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), а также имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах).

Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается судебным приставом путем запроса цены у организатора торговли на рынке ценных бумаг, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список допущенных к торгам. Стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов устанавливается путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда (ч. 5 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Реализация имущества должника

В Законе представлены совершенно новые, доработанные с учетом имеющегося опыта, положения о продаже арестованного имущества должника. Впервые предусмотрена информационная открытость сведений о реализуемом имуществе. Специализированная организация согласно ч. 1 ст. 87 Закона N 229-ФЗ обязана размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

Впервые новым Законом определен перечень имущества, реализация которого возможна только на открытых торгах в форме аукциона (ч. 3 ст. 87 Закона N 229-ФЗ). Новый Закон содержит подробные правила реализации имущества на торгах. Данному мероприятию Закон посвятил отдельную главу.

В Законе N 229-ФЗ появились правила, определяющие судьбу имущества, которое не удалось реализовать по первоначально определенной стоимости. Сначала не реализованное в течение месяца имущество подлежит уценке на 15%. Если и после уценки имущество не было реализовано в течение месяца, оно предлагается взыскателю. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава (ч. 10 - 12 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).

Распределение взысканных средств

Новым Законом закреплен порядок зачисления взысканных денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, где они могут находиться не более пяти операционных дней (ст. 110 Закона N 229-ФЗ).

Впервые появилось правило, в соответствии с которым не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет (ч. 2 ст. 110 Закона N 229-ФЗ).

Исполнительский сбор

Впервые появилось определение понятия "исполнительский сбор". Он представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также в случаях неисполнения им исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению, - в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается по истечении указанных выше сроков, если должник не представит судебному приставу доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Причем Закон не поясняет, какие обстоятельства могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы.

Размер исполнительского сбора сохранился прежним - 7% подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с организации - 5000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

С нового года судебный пристав не сможет снижать размеры исполнительского сбора. Указанное право стало исключительной привилегией суда. Вместе с тем введено ограничение: уменьшить размер исполнительского сбора можно не более чем на одну четверть от установленного размера (ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Окончание исполнительного производства

Перечень оснований окончания исполнительного производства в новом Законе увеличен (ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Указанный перечень дополнен следующими основаниями окончания исполнительного производства:

- фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

- возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

- ликвидация должника-организации и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 96 Закона N 229-ФЗ <*>;

- признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона N 229-ФЗ.

--------------------------------

<*> Исполнительное производство не оканчивается в отношении исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

Ответственность

Новым Законом сохранены административные штрафы, налагаемые судебным приставом, на виновное лицо за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве (ст. 113 Закона N 229-ФЗ).

Следует отметить, что в новом году вступят в силу новые нормы КоАП РФ: ст. ст. 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" и 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера" (Федеральный закон от 02.10.2007 N 225-ФЗ).

С нового года в соответствии со ст. 110 Закона N 229-ФЗ:

- в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя (в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий);

- во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;

- в третью очередь уплачивается исполнительский сбор;

- в четвертую очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.