Лучше меньше, да лучше... или Какой продукт производить

| статьи | печать

Продолжаем знакомить читателей с инструментами анализа и управления предприятием на основе многофакторного анализа (см. «ЭЖ» № 28, с. 7, № 37, с. 32). В этой статье речь пойдет об экономическом анализе производимого продукта. Напомним, что качество и полезность любого инструмента проявляются в процессе его использования в руках «мастера».

Шосле выявления причин неэффективности ПХД и проблем в управлении ресурсами и процессами самое время заглянуть глубже и задать два вопроса: первый — насколько эффективно производство того или иного вида продукции (соотношение между используемыми ресурсами и производимой продукцией), второй — оптимальная ли программа производства и сбыта на предприятии? Решение этих вопросов лежит в области экономического и управленческого подхода к организации производства и деятельности предприятия.

Здесь важно понимать, что и как мы производим? Дает ли это доход? Стоит ли производить эти продукты дальше? Эти задачи решают производственники и экономисты. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно владеть информацией о процессе изготовления продукта и создания дохода. Только теория или профессиональный опыт не смогут помочь в этом.

Нужно досконально знать все о своем производстве, о процессах и работе персонала. Информация о взаимосвязях производственного процесса — самый ценный ресурс управления. Основной ее источник — затраты и доходы (производимый продукт).

Опыт многих предприятий показывает — не владея такой информацией, невозможно управлять.

Постепенно это приводит к ухудшению платежеспособности предприятия, а со временем может обернуться катастрофой. Работать с подобной информацией нужно скрупулезно, обращая внимание и на существенные моменты, и на детали. Для ее получения необходимы количественные методы и средства контроля (инструментарий, экономические расчеты).

Анализ финансового результата по продукту

Чтобы выявить причины, повлиявшие на отклонения в прибыли по продукту, нужно проследить и проанализировать процесс его производства не только с точки зрения стоимостной оценки, но и на основе данных о количественном использовании ресурсов, объема продуктов и времени (нормативов). При этом можно рассчитывать влияние различных факторов на прибыль, а именно изменение:

  • цен ресурсов и продуктов;
  • объемов производства в натуральном выражении;
  • издержек;
  • производительности.

Измерить влияние данных факторов на доходность (прибыльность) и эффективность производства данного типа продукта позволяет многофакторный анализ его финансового результата. Авторами разработаны подход и методика факторного анализа оценки эффективности производства отдельного продукта и производственной программы в целом. Практические результаты анализа приведены в табл. 1.

Смысл приведенного подхода и инструментария анализа состоит в оценке эффективности производства отдельного продукта для того, чтобы понять, что с ним делать дальше. Как, например, только разрезав и попробовав яблоко, вы видите, что у него внутри, и решаете: съесть его, отправить в компот либо выбросить. По сути, выявление факторов, повлиявших на эффективность производства продукта, и есть вкусовые ощущения, которые вы испытываете в случае с яблоком.

Но это лишь начало главного процесса моделирования программы производства и сбыта, после которого и принимаются решения о производстве тех или иных продуктов.

В нижней части таблицы приведены сравнительные результаты расчетов факторов, повлиявших на изменение результатов (доходности) производства продукта А за анализируемый период в процентах и стоимостном выражении. Стоимость одного нормо-часа в табл. 1 определяется отношением себестоимости единицы продукции ко времени ее изготовления (нормо-часы).

Результаты расчетов показывают, что на снижение прибыли на 179,7 млн руб. (с 565 до 385 млн руб.) повлияли следующие факторы.

Внешние:

  • повышение цены продукта А на 0,3% привело к росту прибыли на 32 млн руб.;
  • рост объемов ее производства на 8% способствовал приросту прибыли на 45 млн руб.

Внутренние:

  • рост издержек производства (себестоимости) на 8% привел к снижению прибыли на 257 млн руб.

Превышение роста себестоимости производства продукта А по сравнению с ростом цены на него даже при увеличении объемов его выпуска ведет к падению доходов предприятия. А это значит, что производство продукции неэффективно. Рост ее себестоимости связан прежде всего с низкой производительностью, организационными и управленческими проблемами, в том числе неуправляемостью производственной программой. В такой ситуации повышение цен на продукцию не приведет к росту доходов от нее.

Анализ всей номенклатуры продукции

Предлагаемая технология анализа используется не только для анализа отдельных продуктов, но и для всей номенклатуры продукции. С его помощью можно наглядно показать основные источники сверхнормативных потерь, сопоставить различные варианты технологического процесса, найти выгодные сочетания ассортимента продукта, которые лучше соответствуют платежеспособному спросу и обеспечивают максимальную прибыль в течение длительного периода времени. Фрагмент многофакторного анализа финансового результата по программе производства приведен в табл. 2.

Данная модель позволяет анализировать влияние изменения 5 факторов на результативность производства (прибыль):

· цены продукта;

· цены ресурсов;

· объема выпуска продукции в натуральном выражении;

· технической эффективности;

· издержек производства (себестоимости выпуска продукции).

На основании приведенных расчетов можно анализировать каждый продукт программы производства в отдельности и видеть при этом общий результат по всей номенклатуре производимой продукции. В целом по всей номенклатуре выпускаемой продукции общий прирост прибыли составил 484 тыс. руб.

Приведенные примеры говорят о том, что подходы к снижению затрат следует искать в более эффективном использовании всех ресурсов, изменении их производительности (ресурсоемкое продукта), технических характеристиках производства, способах улучшения его организации и нормах расходования ресурсов на единицу продукции, что вполне подвластно руководителю и специалистам предприятия.

Таблица 1.

Многофакторный анализ финансового результата по отдельному виду продукции

Наименование предприятия:

ООО ПТП

Базовый период (факт):

План

Отчетный период (факт):

факт

Продукция

Количество

Цена

Затраты на единицу продукции

Результат

трудоемкость

стоимость 1 н/ч

себестоимость единицы продукции

объем произведенной продукции

себестоимость

произведенной

продукции

расчетная

прибыль

Наименование

тыс. шт.

тыс. руб.

н/ч

тыс. руб.

тыс. руб.

млн руб

млн руб

млн руб

Базовый период:

план

Продукт А

29,740

297

0,40

695

278

8833

8268

565

Отчетный период: факт

Продукт А

32,112

298

0,40

715

286

9569

9184

385

Результат по продукту:

Прирост объема производства

8,0%

Рост цены продукта

0,3%

Рост издержек производства

8,0%

Изменение цены единицы издержек

2,9%

Рост объема производства

+ 45,1

Рост производительности

+ 0,0

Изменение издержек

- 256,9

Изменение цены продукта

+ 32,1

Разница в прибыли продукта А

-

179,7





Таблица 2.

Многофакторный анализ фи по всей произведенной продукции

Наименование предприятия:

ООО ПТП

Базовый период (факт):

план

Отчетный период (факт):

факт

Базовый период:

план

Продукция

Количество

Цена

Затраты на единицу продукции

Результат


трудоемкость

стоимость

1 н/ч

себестоимость единицы продукции

объем произведенной продукции

себестоимость

произведенной

продукции

расчетная

прибыль

наименование

тыс. шт.

тыс. руб.

н/ч

тыс. руб.

тыс. руб.

млн руб.

млн руб

млн руб.

Легковые и легкогрузовые шины

175R16C

ВИ-14

1,553

0,551

0,97

0,533

0,517

0,856

0,803

0,053

185/75R16C

31В

10,508

0,559

1,01

0,517

0,522

5,874

5,485

0,389

215/90-15C(8.40-15)

Я-102

0,813

0,476

0,96

0,819

0,786

0,387

0,639

- 0,252

215/90-15C(8.40-15)

Я-245

1,168

0,469

0,95

0,785

0,746

0,548

0,871

- 0,324

195/65R15 кам.

В-16

0,949

0,483

0,99

0,480

0,475

0,458

0,451

0,008


Итого


92,290


0,72



32,531

31,917

0,614

Отчетный период: факт

Продукция

Количество

Цена

Затраты на единицу продукции

Результат

трудоемкость

стоимость

1 н/ч

себестоимость единицы продукции

объем произведенной продукции

себестоимость

произведенной

продукции

расчетная

прибыль

наименование

тыс. шт.

тыс. руб.

н/ч

тыс. руб.

тыс. руб.

млн руб.

млн руб.

млн руб.

Легковые и легкогрузовые шины

175R16C

ВИ-14

0,126

0,536

0,97

0,530

0,514

0,068

0,065

0,003

185/75R16C

31В

13,365

0,563

1,01

0,504

0,509

7,524

6,803

0,722

215/90-15C(8.40-15)

Я-102

0,986

0,459

0,96

0,799

0,767

0,453

0,756

- 0,304

215/90-15C(8.40-15)

Я-245

0,214

0,467

0,95

0,774

0,735

0,100

0,157

- 0,057


Итого


102,374


0,75



36,754

35,655

1,098

Индексы изменений:

цены продукта

1,005

объем производства

1,124

цены ресурса

0,995

технической эффективности

1,000

издержек производства

1,122

Факторы, влияющие на прибыль в стоимостной оценке:

Сумма прироста прибыли

= 0,484

рост объема производства


изменение издержек

+ 0,076

техническая эффективность

+ 0,069

изменение себестоимости выпуска продукции

0,000

изменение цен на продукцию

- 0,166

сумма прироста прибыли

+ 0,173


= 0,484