1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1300

Бесплатные консультации у налоговиков. Минфин утвердил регламент

Нормы налогового законодательства как будто специально написаны так, что прочитать и понять их суть порой бывает очень затруднительно даже специалисту. А ведь самое главное – это правильно применить норму, дабы впоследствии избежать проблем с налоговиками.

Чтобы сделать жизнь налогоплательщиков легче, НК РФ (ст. 21) предоставляет им право получать по месту своего учета бесплатную информацию о следующем:

– действующих налогах и сборах;

– законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-прововых актах (НПА);

– порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

– правах и обязанностях налогоплательщиков;

– полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

За налоговыми органами закреплена соответствующая обязанность (ст. 32 НК РФ). Таким образом, налоговики предоставляют налогоплательщикам государственную услугу по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме).

Согласно пунктам 2, 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги) – в данном случае функции по бесплатному информированию, разрабатываются соответствующие административные регламенты. В регламентах устанавливаются порядок и сроки выполнения административных процедур, в том числе и порядок взаимодействия с физическими или юридическими лицами (заявителями).

24 мая 2008 г. вступил в силу Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее – Регламент), утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н.

Кто является «заказчиком» услуг

Обратиться в налоговую инспекцию за бесплатной консультацией в соответствии с положениями Регламента (пункты 6, 7) могут:

– налогоплательщики;

– плательщики сборов;

– налоговые агенты;

– представители перечисленных выше субъектов.

Дальше будем условно именовать их всех налогоплательщиками.

Услуги налоговых инспекций: виды, общий порядок

Итак, налоговые органы могут предоставить налогоплательщикам бесплатно следующие услуги (п. 21 Регламента):

1) индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в устной форме;

2) индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме;

3) публичное информирование налогоплательщиков;

4) индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

5) прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

Информацию о том, как осуществляется бесплатное информирование, налогоплательщики могут получить из следующих источников:

– в СМИ;

– на официальных Интернет-сайтах ФНС России (www.nalog.ru) и его территориальных подразделений;

– в помещениях налоговых органов (на информационных стендах);

– по телефону и электронной почте.

При этом налогоплательщики по средствам этих источников должны получить исчерпывающую информацию о налоговом органе, осуществляющем информирование, порядке его проведения, перечне НПА и способах обжалования актов (решений), действий (бездействия) налоговых органов.

В приложении 1 к Регламенту приведен перечень налоговых органов с адресно-реквизитной информацией, осуществляющих бесплатное информирование.

Что касается документов, которые требуются от налогоплательщиков, и сроков подготовки ответа, то для каждой процедуры они свои (пункты 11, 15 Регламента).

Обратите внимание! Регламентом определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в бесплатной информации (п. 12 Регламента), а именно:

– по вопросам, не входящим в их компетенцию;

– о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению;

– при письменных обращениях: по анонимным обращениям, по обращениям, оформленным без полной адресно-реквизитной информации и подписи руководителя юридического лица и печати, от представителей без документов, удостоверяющих их полномочия (т.е. без доверенностей);

– о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

– о проведении юридической экспертизы документов (если иное не установлено законом);

– налогоплательщикам (их представителям) лично в целях получения информации, носящей конфиденциальный характер, в устной форме или в письменной форме (на руки) без представления документов, удостоверяющих личность или подтверждающих полномочия;

– дубликатные обращения – повторные по вопросу, по которому уже был дан ответ, или если это дубликат обращения, направленный в иной государственный орган;

– обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения.

Получаем устную консультацию

Устную консультацию налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции (по месту постановки на учет), обратившись туда лично или по телефону справочной службы инспекции (или по телефону справочной вышестоящего налогового органа) (п. 25 Регламента).

Ответ на вопрос (если не будет оснований для отказа) он должен получить в момент обращения. Но, возможно, придется подождать, пока его подготовят. Причем согласно положениям Регламента (п. 27) дольше 30 минут ждать не придется, за исключением периода за пять рабочих дней до срока сдачи налоговых деклараций. Тогда время ожидания в очереди может возрасти до двух часов.

Но при этом принять должны всех тех, кто обратились за 40 минут до окончания рабочего дня.

Максимальное время, которое будет отведено налогоплательщику, составляет 15 минут.

Если заданный вопрос в компетенцию налоговиков не входит, они должны проинформировать налогоплательщиков о его праве и порядке обращения в соответствующие компетентные государственные органы (п. 31 Регламента).

Если же для ответа на устное обращение по вопросам, возникающим по конкретной ситуации, нужно представление нормативного обоснования либо если представленной информации по телефону будет недостаточно, налогоплательщику предложат направить обращение в письменной форме (пункты 33, 34 Регламента).

В итоге налогоплательщик может получить от устного обращения (п. 35 Регламента) необходимую информацию по существу вопроса либо предложение направить письменное обращение в налоговый орган или в другой компетентный по данному вопросу государственный орган.

В случаях же, определенных п. 12 Регламента (об отказе в бесплатной информации), обращение может быть оставлено без удовлетворения.

Отправляем письменный запрос в налоговую инспекцию

Отправить письменное обращение налогоплательщики могут лично, по почте или в электронном виде (п. 37 Регламента).

Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в приложении 4 к Регламенту.

Для того чтобы получить письменную консультацию, налогоплательщики при обращении в налоговую инспекцию должны указать определенные сведения (п. 40 Регламента):

– для физического лица: фамилию, имя, отчество, подпись и почтовый адрес;

– для организации: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество и подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, изображение печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, не являющемся бланком организации.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, налогоплательщику вернут его обращение (п. 42 Регламента).

Ответ нужно будет подождать в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС (п. 39 Регламента).

При представлении письменного обращения в инспекцию лично лучше всего попросить проставить на втором экземпляре письменного обращения отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, а также проследить, чтобы были указаны фамилия, инициалы и должность должностного лица, принявшего письменное обращение, и дата его приема, чтобы иметь точную дату для отсчета 30 дней, положенных для письменного информирования (п. 43 Регламента).

Так же как и в случае с устным информированием, если рассмотрение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию налоговиков, они должны не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации обращения подготовить в двух экземплярах письмо о направлении этого обращения по принадлежности и письмо налогоплательщику, в котором должны проинформировать о направлении его письменного обращения по принадлежности (п. 47 Регламента).

Если должностное лицо самостоятельно ответить на вопросы не может, то оно должно привлечь, так же как и при устном информировании, своих коллег для подготовки ответа (п. 49 Регламента).

Конечный результат исполнения административной процедуры по письменному информированию может быть представлен в одном из следующих вариантов (п. 56 Регламента):

1) налогоплательщик будет проинформирован в письменной форме по существу своего обращения;

2) налогоплательщику будет направлено письмо, которым он будет уведомлен о прекращении переписки с указанием причин;

3) будет направлено письмо о направлении письменных обращений налогоплательщика в исполнительные органы государственной власти, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в этих обращениях;

4) налогоплательщику будет направлено письмо о неисполнении государственной функции.

Если запрос от налогоплательщика был направлен в письменной форме по электронной почте, то не позднее следующего рабочего дня за днем получения такого обращения налоговики должны заверить указанное подтверждение своей электронной цифровой подписью и отправить его налогоплательщику (раздел 11 Регламента). Это и будет свидетельством того, что обращение принято в работу.

Публичное информирование

Административная процедура по публичному информированию налогоплательщиков осуществляется в следующих формах (п. 65 Регламента):

1) размещение информации на официальных Интернет-сайтах ФНС (УФНС);

2) размещение информации в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ;

3) размещение информации на информационных стендах налоговых органов;

4) проведение с налогоплательщиками семинаров, «круглых столов» и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий.

При этом в случае с публичным информированием его инициатором может быть только налоговый орган (п. 66 Регламента).

Конечным результатом исполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков будут проведение налоговыми органами информационно-просветительских и обучающих мероприятий и представление налогоплательщикам (их представителям) соответствующей информации (п. 71 Регламента).

Размещение информации в Интернете на сайтах ФНС (УФНС) России, опубликование ее в официальных изданиях налоговых органов, СМИ

На официальном Интернет-сайте УФНС России налогоплательщик может получить следующую информацию:

– адреса официальных Интернет-сайтов ФНС (УФНС) России, адресно-реквизитную информацию;

– номер телефона «горячей линии»;

– КБК РФ;

– реквизиты соответствующих счетов Федерального казначейства и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

– перечень административно-территориальных образований общего классификатора административно-территориальных образований, присвоенные им ОКАТО и т.д.;

– НПА о постановке на учет в налоговых органах организаций (физических лиц);

– порядок получения ИНН при обращении в налоговый орган физического лица для получения документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика.

Обо всей информации, размещенной на официальном сайте ФНС России, можно узнать из п. 72 Регламента.

Размещение информации на информационных стендах (стойках) налоговых органов

На информационных стендах (стойках) ИФНС России, расположенных в здании налоговых органов, можно получить информацию, фактически аналогичную той, которая размещается на официальных Интернет-сайтах налоговых органов (п. 78 Регламента).

При этом налогоплательщики, общающиеся с налоговиками посредством электронной почты, имеют возможность получить данную информацию в электронном виде не позднее пяти рабочих дней за днем, когда данная информация появилась на стендах (п. 80 Регламента).

Получение информации на семинарах и «круглых столах»

Представить информацию широкому кругу пользователей налоговые органы могут с помощью семинаров, «круглых столов» и иных образовательных мероприятий. Ежеквартально в ИФНС разрабатываются и утверждаются графики проведения таких мероприятий.

Никаких ограничений по количеству участников Регламент не устанавливает, а значит, принять в них участие может каждый налогоплательщик.

Узнать о дате проведения семинара можно из объявлений, размещаемых на информационном стенде (стойке) ИФНС России, официальном Интернет-сайте Управления ФНС России, в СМИ. Данная информация размещается не менее чем за четырнадцать календарных дней до проведения этого семинара (не менее чем за семь календарных дней при необходимости проведения семинара в ближайшее время по актуальной теме) (п. 84 Регламента).

В качестве докладчиков на семинарах выступают должностные лица структурных подразделений УФНС и ИФНС России.

При этом заранее задать вопросы по теме семинара налогоплательщики могут через официальный Интернет-сайт УФНС России.

Индивидуальное информирование налогоплательщиков
о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам

Для того чтобы получить информацию о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, налогоплательщик должен отправить в ИФНС России письменный запрос по месту учета (пункты 90, 91 Регламента).

В отношении категории крупнейших налогоплательщиков их запрос будет рассматривать соответствующая ИФНС России по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 91 Регламента).

Рекомендованный образец формы запроса приведен в приложении 7 к Регламенту.

Представить письменный запрос в ИФНС можно (п. 92 Регламента) лично, по почте или по электронной почте.

В результате направленного запроса налогоплательщик должен получить справку о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам (далее – справка).

Обратите внимание! В запросе можно уточнить способ получения (лично или почтовым отправлением) справки и дату, по состоянию на которую она представляется.

Если этой информации не будет, то оформленная справка направляется налогоплательщику почтовым отправлением заказным письмом (п. 93 Регламента), а датой, на которую будет формироваться справка, будет дата регистрации запроса в ИФНС России.

Справка представляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса (п. 95 Регламента).

В пункте 97 Регламента перечислены основания, при наличии которых в предоставлении справки налогоплательщику отказывается:

– направление запроса налогоплательщика (его представителя) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит представление справки;

– отсутствие необходимой адресно-реквизитной информации (перечислена в подп. 2 п. 97 Регламента);

– представление уполномоченным представителем налогоплательщика запроса без приложения к нему копии документа (доверенности), подтверждающего его полномочия на получение справки;

– наличие в запросе нецензурных или оскорбительных выражений.

Перечень этих оснований носит закрытый характер.

Если запрос направляется лично, то налогоплательщик может попросить проставить на втором экземпляре отметку о принятии запроса (п. 100 Регламента).

Если справку будет получать налогоплательщик лично, нужно помнить о необходимости иметь при себе документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочие на получение указанной справки. Без них справку на руки не выдадут (п. 108 Регламента).

«Ждать» налогоплательщика в налоговом органе справка будет пять рабочих дней, после чего ее направят ему по почте (п. 110 Регламента).

В итоге налогоплательщик получит или запрошенную им справку о состоянии расчетов, или письмо о том, что данную справку налоговые органы по определенным причинам сделать не могут (п. 113 Регламента).

О том, как налогоплательщики могут получить свои справки по электронной почте, сказано в разделе 17 Регламента.

Информирование налогоплательщиков
о результатах приема налоговых деклараций (расчетов)

Основанием для приема налоговых деклараций является их представление по установленной форме налогоплательщиком в ИФНС России по месту постановки на учет (п. 127 Регламента).

Представляться декларации могут (п. 128 Регламента):

– на бумажном носителе лично налогоплательщиком;

– на бумажном носителе в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи;

– в электронном виде,

если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

Прием налоговой декларации осуществляется в момент ее представления. При этом максимальное время приема одной налоговой декларации составляет десять минут, а максимальное время ожидания в очереди (при ее личном представлении) должно составлять 30 минут (п. 130 Регламента).

Время приема продлевается так же, как и в случае с устным информированием.

Проверять налоговики будут следующую информацию (а значит, при представлении декларации надо обратить на это внимание) (п. 132 Регламента):

– документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика;

– соответствие налоговой декларации установленной форме.

После этого декларацию должны зарегистрировать и по просьбе налогоплательщика проставить на представленной им копии отметку о принятии и дату приема.

Налоговая декларация не принимается у налогоплательщика по следующим основаниям (п. 133 Регламента):

– отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика (правомочия представителя), или отказ их предъявить, (при представлении декларации лично);

– представление налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;

– отсутствие в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации – налогоплательщика (физического лица – налогоплательщика) или его представителя и (или) печати;

– отсутствие в налоговой декларации (расчете) электронной цифровой подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица – налогоплательщика) или его представителя в случае ее представления в электронном виде;

– представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Обратите внимание! Указанный перечень носит закрытый характер. Иных оснований, по которым налоговики могут отказать в приеме декларации, Регламентом не определено.

На что нужно обратить внимание при представлении декларации?

Если отдельные реквизиты и показатели в декларации заполнены нечетко, но исправить их можно, то сделать это нужно сразу, при приеме декларации (если она подавалась лично). Если исправить их сразу нельзя, то декларация принимается и будет зарегистрирована с отметкой о том, что требуется ее уточнение.

После этого налогоплательщику будет отправлено уведомление об уточнении декларации, в котором перечисляются допущенные недостатки. В течение пяти рабочих дней нужно будет представить пояснения или внести исправления в установленный срок. Порядок внесения изменений в налоговую декларацию определен ст. 81 НК РФ.

Обжалуем решения налоговиков

В части V Регламента прописан порядок обжалования актов (решений) налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, установленный разделом VII НК РФ.

Обжаловать указанные акты (решения) и действия (бездействие) можно в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем сделать это можно как одновременно в административном и судебном порядке, так и сразу в суде.

Обратите внимание! Данный порядок обжалования не изменится и с 1 января 2009 г. Изменения, внесенные в ст. 101.2 Регламента Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, согласно которым вводится обязательный досудебный порядок обжалования, распространяются только на решения налоговиков о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения.