Предложение привязать полис ОСАГО к водителю вызвало споры

| статьи | печать

На прошлой неделе депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект с поправками в Закон об ОСАГО и предложили полис страхования оформлять лично на водителя без привязки к конкретному транспортному средству. В связи с этим начался новый этап обсуждения ситуации в российском автостраховании среди страховщиков и автовладельцев.

Большинство экспертов со стороны страхователей, опрошенных «ЭЖ», считают, что без системных изменений на рынке ОСАГО предложенные поправки приведут к дальнейшему снижению уровня выплат. Страховщики же воспользовались предложением от ЛДПР, чтобы в очередной раз заявить о росте убыточности в ОСАГО.

Какие бы изменения законодатели ни вносили в законы по автострахованию, страховщики толкуют их в свою пользу, отмечают специалисты. Автовладельцы в большинстве своем не знают, как защитить собственные права в суде. Результатом частых изменений законодательства становится ежегодное снижение уровня выплат в сегменте автострахования. Так, уровень выплат по каско в 2011 г. составил 64% против 76% в 2010 г. В 2009 г. этот показатель достигал 87%. Уровень выплат по ОСАГО за I квартал 2012 г. снизился с 73,9% за аналогичный период 2011 г. до 55,7% (данные РСА).

«Любую двусмысленность в существующих правовых нормах страховщики используют в свою пользу», — отмечает руководитель Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин.

В настоящее время полис ОСАГО привязывается к определенному автомобилю, и в него вписывается ограниченное количество водителей. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа наименее опытного водителя. Если собственник транспортного средства желает оформить полис с неограниченным кругом водителей, стоимость страховки будет значительно выше.

Предлагаемые ЛДПР поправки меняют этот принцип на противоположный. Объясняя по просьбе корреспондента РИА «Новости» идею законопроекта, один из его авторов Ярослав Нилов отметил: «Обладая таким личным страховым полисом, водитель будет вправе управлять любой машиной, находящейся у него в собственности. А при наличии соответствующей доверенности, с согласия или в присутствии владельца другого транспортного средства он сможет садиться за руль и другого ТС без необходимости вписывать его в какой-либо страховой полис».

Два года назад с подобным предложением выступала Федерация автовладельцев России. Ее руководитель Сергей Канаев пишет в своем блоге: «Когда два года назад мы выходили от Федерации автовладельцев России с предложением изменить привязку ОСАГО от автомобиля к водителю, мы четко указывали на существующий неправильный подход и прогнозировали рост ДТП. В частности, мы предлагали изменить принципы страхования, чтобы создать цивилизованный рынок, для чего нужно было собрать рабочую группу с привлечением общественных организаций и экспертов. Тогда мы не получили понимания в этом вопросе в органах власти».

Само по себе перераспределение ответственности на водителя без привязки к автомобилю соответствует принципу ОСАГО, поскольку ни один автомобиль нести ответственность не может.

Между тем, отмечают эксперты, любые поправки в законодательство по ОСАГО не имеют смысла, пока рынок автострахования остается в диком состоянии. «В предложении ЛДПР я не нашел понимания того, что привязка ОСАГО к водителю — это сигнал страховым компаниям, что пора проводить качественные изменения в работе», — заметил С. Канаев.

За почти десять лет существования ОСАГО в России не были созданы необходимые механизмы цивилизованного рынка. Уровень выплат мошенникам не опускается ниже 15%, а страховщики компенсируют это за счет добросовестных автовладельцев. При введении ОСАГО планировалось создать единую базу данных, которая позволила бы снизить уровень мошенничества до 3%. Однако такая база до сих пор не действует. Это провоцирует безответственность и рост риска ДТП для каждого водителя, что, собственно, и отражает статистика ГИБДД по авариям.

Вместо того чтобы бороться с мошенничеством и снижать расходы на ведение бизнеса, страховщики повышают стоимость полиса, одновременно занижая и затягивая выплаты. Подобная практика привела к тому, что не заработала как следует система упрощенных выплат по европротоколу (без оформления мелкой аварии инспекторами ГИБДД).

к сведению

За январь — март 2012 г. на дорогах России зафиксировано 34 865 аварий, имеются пострадавшие. Это на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда произошло 31 926 ДТП. Увеличилась и тяжесть последствий. За I квартал 2012 г. в авариях на дорогах погибли 4469 человек — рост на 7,8% к I кварталу прошлого года. Еще 44 936 получили увечья (рост на 10,3%).

Количество аварий, спровоцированных пьяными водителями, возросло за январь — март на 20,3% по сравнению с тем же периодом 2011 г. Всего за I квартал 2012 г. нетрезвые водители совершили 1482 ДТП — 213 человек погибли и 2189 получили ранения.

По данным Российского союза автостраховщиков, объем выплат по ОСАГО в то же время снизился на 7,4% к уровню 2011 г. За январь — март 2012 г. страховщики выплатили 13 млрд руб. возмещений. Размер средней выплаты также сократился. Число выплат уменьшилось на 3%. Интересно, что снизилось и число страхователей, обратившихся за выплатами: сумма заявленных убытков в I квартале 2012 г. в годовом сопоставлении была на 0,8% ниже.

Одновременно продолжился рост средней стоимости полиса ОСАГО (на 526 руб. — до 3018 руб.) и общего объема сборов. Последний показатель составил в I квартале 23,4 млрд руб., что на 23% больше аналогичного показателя прошлого года.