1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1409

Контролеры по-прежнему общительны

В новом докладе правительству о государственном и муниципальном контроле в соответствующих сферах деятельности и его эффективности в 2011 г. Минэкономразвития констатирует продолжение снижения административной нагрузки на бизнес. Правда, количество штрафов юрлицам выписали вдвое больше, во столько же выросла сумма штрафов индивидуальным предпринимателям. И контролеры по-прежнему предпочитают лично общаться с проверяемыми, а не листать бумаги у себя в кабинетах.

В 2011 г. в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 3 063 000 контрольно-надзорных мероприятий — 2 843 400 проверок и 219 600 административных расследований. Наибольший вклад в проведение этих мероприятий внесли федеральные органы исполнительной власти. Так, в 2011 г. они провели 86,4% от общего количества проверок и административных расследований, в то время как органы власти субъектов Федерации — 13%, а органы местного самоуправления — 0,6%. Относительно 2010 г. доля участия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) в контрольной деятельности государства уменьшилась на 6% (в 2010 г. доля контрольных мероприятий, проведенных ФОИВ, составляла 93%).

По сравнению с 2010 г. общее количество проверок, проведенных федеральными органами исполнительной власти, уменьшилось на 6,5%, или на 170 000 проверок. Между тем количество контрольно-надзорных мероприятий на региональном уровне в 2011 г. увеличилось на 111%. Однако в докладе подчеркивается, что указанная динамика, как и в случае изменения количества контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, сама по себе не может свидетельствовать об увеличении или снижении административной нагрузки на бизнес, а продиктована в первом случае (на региональном уровне) повышением исполнительной дисциплины представления статистической информации, а во втором (на муниципальном уровне) ее стабильно низким уровнем представления.

Только 31% муниципальных образований представили сведения в системе ИС «Мониторинг», причем в 90% случаев данные об осуществлении на их территории муниципального контроля отсутствовали.

Контрольно-надзорная активность федеральных органов власти отражена в табл. 1. Как и в 2010 г., около 80% проверок провели семь из них, а 90% — десять органов власти.

Минэкономразвития констатирует общую по ФОИВ тенденцию — продолжение снижения административной нагрузки на предпринимательское сообщество посредством уменьшения количества проверок. Около 80% ФОИВ, обладающих контрольно-надзорными полномочиями, снизили интенсивность проведения проверок по сравнению с 2010 г. Увеличение количества проверок органами МЧС России обусловлено ростом числа внеплановых проверок, проведенных на основании приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ (количество поручений увеличилось на 75%, в том числе за счет проверок избирательных участков при проведении выборов в Госдуму).

Дополнение к анализу оценки масштабов контрольно-надзорной деятельности количества административных расследований, проводимых федеральными органами исполнительной власти, незначительно меняет общую картину, несмотря на увеличение их количества на 61% по сравнению с 2010 г., отмечается в докладе.

По сравнению с 2010 г. изменилось соотношение плановых проверок к внеплановым в сторону увеличения последних на 4%. Так, ФОИВ за 2011 г. провели 1 198 000 плановых и 1 258 000 внеплановых проверок, или 49 и 51% соответственно. При этом Минэконоразвития пре­дупреждает, что, хотя процент увеличения внеплановых проверок относительно 2010 г. невелик — 4%, необходим постоянный мониторинг в данной сфере для исключения возможности возникновения тенденции увеличения внеплановости в контрольно-надзорной деятельности в будущем.

Основания проведения внеплановых проверок на федеральном уровне в 2011 г. не подтвердились в 68 664 случаях, то есть для 5,5% всех внеплановых проверок, что на 1,5% выше аналогичного показателя за 2010 г.

На региональном уровне наблюдается стабильность в соотношении долей плановых и внеплановых проверок по сравнению с предыдущим отчетным периодом, несмотря на увеличение общего количества региональных контрольно-надзорных мероприятий (как подчеркнуто в докладе, указанное увеличение связано в большей степени с повышением исполнительной дисциплины, а не с административным вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов). Как и в 2010 г., плановыми являются лишь 37% проверок, а внеплановыми соответственно 63%. При этом 36% внеплановых проверок связаны с контролем исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, 38 — с обращениями граждан, 5,8% — с решениями прокуратуры. Основания для проведения внеплановых проверок органов регионального контроля в 2011 г. не подтвердились в 13 046 случаях, то есть для 5,6% всех внеплановых проверок, проведенных органами регионального контроля.

Авторы доклада констатируют, что практика проведения документарных проверок до сих пор не получила широкого распространения. Федеральные органы исполнительной власти представили информацию лишь о 315 000 документарных проверок (337 000 — в 2010 г.), тогда как выездными стали 1 874 000 проверок (2 090 000 — в 2010 г.), то есть доля документарных проверок составила лишь около 13% (14% — в 2010 г.).

Вместе с тем для ряда федеральных органов исполнительной власти документарные проверки составляют более 50% от всех проводимых ведомством проверок. Лидеры — ФТС (96%), ФАС (93), Минюст (86), Росфиннадзор (72), Минфин (67) и Роструд (55%).

Кроме того, Минэкономразвития отмечает увеличение в два раза — с 3 до 6% — по сравнению с 2010 г. совместных проверок ведомств.

По итогам 2011 г. ФОИВ выявлено 1 634 000 правонарушений, или 62% от всех проведенных мероприятий по контролю (в 2010 г. — 63%, или 1 726 000). Следовательно, как и в 2010 г., 2/3 всех контрольно-надзорных мероприятий завершались выявлением правонарушений.

Наиболее результативными, как и в прошлом отчетном периоде, стали плановые проверки — 72% приводили к выявлению нарушений, тогда как при внеплановых проверках нарушения выявлялись только в 52% случаев. На региональном уровне выявлением правонарушений в 2011 г. закончилось 186 000, или примерно 50% проверок.

Федеральные органы исполнительной власти в 2011 г. выявили 7 118 000 нарушений, а значит, в рамках одного «результативного» мероприятия по контролю обнаруживалось в среднем 4,4 нарушения (4,5 — в 2010 г.). Органы исполнительной власти субъектов Федерации за тот же период выявили 495 000 нарушений, а за одно «результативное» мероприятие — около 2,7 нарушений (3,5 — в 2010 г.).

Из выявленных ФОИВ нарушений — 6 577 840 (92,49%) составляют нарушения обязательных требований законодательства, 530 242 (7,45%) — невыполнение предписаний органов государственного контроля.

Всего федеральными органами исполнительной власти в 2011 г. наложено 2 275 000 административных наказаний. Наиболее распространенный тип наказания, как и в 2010 г., — административный штраф (91,4% случаев). Однако по сравнению с 2010 г., в котором доля штрафов составила 93%, в 2011 г. этот показатель уменьшился на 2% за счет увеличения административного наказания в виде преду­преждения (3,5% — в 2010 г. и 5,2% — в 2011 г.).

Всего федеральными органами исполнительной власти за 2011 г. наложено 2 079 000 административных штрафов на общую сумму около 176 млрд руб. Из них 100 млрд наложено Росфиннадзором и 56 млрд руб. — ФТС России. Без этих органов сумма наложенных штрафов составляет 20 млрд руб., или 11% от их общей суммы.

В среднем ФОИВ в 2011 г. взыскали около 64% суммы штрафов от наложенных. Между тем необходимо учитывать условность расчета этого показателя, поскольку между периодом наложения штрафа и осуществлением платежа может пройти достаточно много времени.

На региональном уровне административный штраф также самый распространенный вид административных наказаний. Это в первую очередь связано с тем, что используемый перечень возможных административных наказаний у органов контроля уровня субъектов Федерации меньше, чем на федеральном уровне, и поэтому штраф как административное наказание используется чаще. Кроме того, региональные органы контроля имеют более высокие показатели по соотношению уплаченных и наложенных административных штрафов — 67,6%.

Кому и сколько досталось штрафов, видно из табл. 2. Обращает на себя внимание сокращение в два раза оштрафованных граждан. Но в докладе поясняется, что это вызвано предоставлением в 2010 г. некорректной информации со стороны МВД, которое включило тогда данные по всей своей деятельности, а не в рамках только соответствующей контрольно-надзорной деятельности. В результате теперь статистика административных штрафов, выписанных гражданам по линии МВД, сократилась на 93%.

Хотя больше всего штрафов по количеству досталось должностным лицам, интереснее выглядят данные по бизнесу, прежде всего из-за своей динамики. Количество штрафов юридическим лицам возросло в два раза, при этом их сумма сократилась на 33%, поскольку средний размер штрафа уменьшился без малого в три раза. Правда, без учета данных Росфиннадзора и ФТС статистика смотрится не столь либерально.

Индивидуальным предпринимателям в 2011 г. контролеры уделили повышенное внимание. При сокращении количества штрафов на 1,8% их сумма выросла в 2,2 раза при росте среднего размера в 2,3 раза.

В целом административное давление на бизнес несколько ослабло. Особенно с учетом данных финнадзора и таможни.

Ознакомиться с докладом можно на сайте Минэкономразвития (http://www.economy.gov.ru) в разделе «Малый бизнес».

Общее количество проверок, проведенных отдельными федеральными органами исполнительной власти в 2010—2011 гг.* (таблица 1)

Орган контроля

2010 г.

2011 г.

Отклонение

1

МЧС России

626 361

672 292

7,33%

2

Роспотребнадзор

403 987

386 697

–4,28%

3

ФНС России

360 147

361 682

0,43%

4

Ростехнадзор

215 721

169 527

–21,41%

5

Роструд

182 734

156 173

–14,54%

6

МВД России

210 910

145 108

–31,20%

7

ФМС России

137 415

113 238

–17,59%

8

Россельхознадзор

82 792

75 323

–9,02%

9

Ространснадзор

83 295

74 905

–10,07%

10

Росреестр

64 870

63 548

–2,04%

11

Росздравнадзор

58 560

44 790

–23,51%

12

Росфиннадзор

42 945

40 288

–6,19%

13

Росстрахнадзор

39 613

14

ФТС России

35 907

15

Рособрнадзор

30 807

33 081

7,38%

16

Росстандарт

20 373

17 721

–13,02%

17

Росприроднадзор

17 362

16 125

–7,12%

18

ФМБА России

9793

8391

–14,32%

19

Роскомнадзор

10 846

7744

–28,60%

20

Минюст России

8362

6801

–18,67%

21

Минкультуры России

3605

3994

10,79%


(Росохранкультура)




22

Росрыболовство

3557

3122

–12,23%

23

ФСКН России

1393

1598

14,72%

24

Росалкогольрегулирование

2191

1140

–47,97%

25

ФСФР России**

1219

1005

–17,56%

26

Росфинмониторинг

786

27

ФСТЭК России

230

213

–7,39%

28

Росгидромет

5

78

1460%

29

ФСТ России

38

32

–15,79%

30

Росавиация

19

31

Минфин России

6


ИТОГО

2 626 596

2 456 265

–6,48%

* Без учета сведений о количестве проверок, проведенных ФАС России, в связи с включением в статистическую отчетность об осуществлении государственного контроля (надзора) сведений о контрольных мероприятиях в сфере размещения заказов, не являющихся предметом анализа настоящего доклада, а также данных ФНС России по камеральным проверкам.

** Указом Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» Росстрахнадзор присоединен к ФСФР России, которая является его правопреемником. Однако в информации, представленной ФСФР России за 2011 г., сведения об осуществлении страхового надзора не отражены.

Распределение административных штрафов, наложенных федеральными органами исполнительной власти, по типам плательщиков (таблица 2)

Плательщик

Год

Количество штрафов, ед.

Доля, %

Сумма штрафов, тыс. руб.

Доля, %

Сумма штрафов без учета данных Росфиннадзора и ФТС России, тыс. руб.

Доля, %

Средний размер штрафа, тыс. руб.

Средний размер штрафа без учета данных Росфиннадзора и ФТС России, тыс. руб.

Гражданин

2010

1 167 584

47,6

2 167 054

0,8

2 122 535

16,7

1,9

1,8


2011

580 091

27,9

1 000 766

0,6

948 442

4,8

1,7

1,6

Должностное лицо

2010

774 836

31,6

2 762 117

1,1

2 687 141

21,1

3,6

3,5


2011

750 350

36,1

3 946 896

2,2

3 910 020

19,6

5,3

5,2

Индивидуальный

2010

265 798

10,8

1 209 295

0,5

1 099 063

8,6

4,5

4,1

предприниматель

2011

261 056

12,6

2 708 983

1,5

2 360 930

11,8

10,4

9

Юридическое лицо

2010

245 985

10,0

251 491 293

97,6

6 826 616

53,6

1022,4

27,8


2011

487 036

23,4

168 633 989

95,7

12 733 222

63,8

346,2

26,1

Всего

2010

2 454 203


257 629 759


12 735 355

-

105,0

5,2


2011

2 078 533


176 290 634


19 952 614


84,8

9,6

Источник: Минэкономразвития России