1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2308

Ретейл развивает гонку с препятствиями

Российский рынок продуктового ретейла в постсоветское время развивался стремительными темпами. Пройден путь от киосков и небольших магазинов, торгующих всем подряд, до цивилизованных форм торговли, таких как супермаркеты, гипермаркеты и большие торговые центры.

На рынке активно идет процесс консолидации. Сегодня он, по мнению специалистов, вступил в решающую стадию, и счастливый обладатель майки лидера должен определиться в ближайшие два-три года.

Андрей Рогачев начинает

Один из самых известных людей в мире российского ретейла — основатель сети «Пятерочка» Андрей Рогачев подтвердил участие в создании новой сети мягких дискаунтеров, которая будет называться Frank и станет прямым конкурентом «Пятерочки». Магазины новой сети откроются в Москве и Санкт-Петербурге. Ассортимент в них составит около 3500 наименований, а занимаемая площадь будет колебаться от 200 до 650 кв. м. Уже к ноябрю в обеих столицах должны открыться первые магазины, а в течение трех лет, по планам создателей сети, под брендом Frank заработают около 400 точек на собственных и арендованных площадях.

В новом проекте принимают участие 15 бывших менеджеров X5 Retail Group. Возглавить Frank предложили бессменному руководителю «Пятерочки» Олегу Высоцкому. Руководитель департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила, пишет журнал Forbes, считает, что инвестиции, необходимые для открытия магазинов Frank, составят порядка 1,5 млрд долл. при условии, что все 400 магазинов новой сети будут расположены пропорционально в обеих столицах. По мнению автора проекта А. Рогачева, Frank способен составить конкуренцию существующим сетям, которые «умучили поставщиков». Несмотря на весь опыт А. Рогачева и его команды, реализовать смелый проект будет нелегко, ведь сегодня его конкуренты практически недосягаемы. Роль первых скрипок на рынке играют Х5 Retail Group и «Магнит». На счету первого колоссальное число уже открытых магазинов, второй активно развивается, показывая завидные темпы роста. По данным X5 Retail Group, ее доля на рынке в 2011 г. составила 5,7% при выручке 15,4 млрд долл., в компанию входят 3000 магазинов. Рыночная доля ближайшего конкурента Х5 «Магнита» в прошлом году достигла 4,2% с выручкой 11,4 млрд долл. Торговая сеть «Магнит» включает в себя более 5000 торговых площадей.

Несмотря на активные процессы, происходящие на отечественном рынке продуктовой розницы, наш рынок, по оценке британской компании IGB, занимает лишь шестое место. Первое место принадлежит Китаю. В 2011 г. IGB оценила его в 607 млрд фунтов стерлингов. К началу прошлого года Китай обогнал бессменного мирового лидера — США, показавшего 572 млрд фунтов стерлингов. Далее Япония (254 млрд), Индия (244 млрд) и Бразилия (202 млрд фунтов стерлингов). Занимаемое Россией шестое место британские аналитики оценили в 198 млрд фунтов. Хотя отечественный рынок продуктового ретейла, по оценке IGB, к 2015 г. достигнет отметки 263 млрд фунтов, он все равно останется на шестой позиции. Ведь остальные страны тоже не стоят на месте. Топ-10 замыкают развитые европейские страны — Франция, Германия, Великобритания и Италия.

Новые магазины нельзя открывать бесконечно

Активная борьба за лидерство на российском рынке продуктового ретейла происходит в основном в двух направлениях — открытие новых магазинов и поглощение огромного количества магазинов «у дома». По мнению специалистов агентства INFOline, возможности столь активного расширения подходят к концу. Дело в том, что в стране уже действует около 500 гипермаркетов, еще столько же можно построить. Однако этим возможности рынка ограничиваются. Для городов с населением 50 000 человек и ниже достаточно лишь одного гипермаркета. Второй будет создавать конкуренцию, а не приносить прибыль.

Подобная экспансия служила залогом успеха торговых компаний до 2009 г., когда благоприятная экономическая ситуация в стране и растущие доходы населения положительно сказывались на рынке. Последовавший экономический кризис заставил покупателей не только сократить фактическое потребление, но и перейти на более низкие ценовые категории. Это не могло не сказаться на доходах торговых компаний. Снижение спроса неминуемо ведет к уменьшению прибыли и выручки.

Последствия экономического кризиса ретейлеры ощущают до сих пор. По итогам 2011 г. рынок увеличился на 9% по сравнению с 2010 г. — до 8,7 трлн руб. По предварительным прогнозам, к 2013 г. данный показатель достигнет 10,9 трлн руб. при темпах роста в 11—12%.

Ушедший год ознаменовался двумя крупными сделками на рынке продуктового ретейла. Торговая сеть «Копейка» перешла под крыло Х5, а «Дикси» стала обладателем сети «Виктория».

Каждый из покупателей преследовал свои цели. На момент продажи сеть «Копейка» обладала 660 магазинами, за которые Х5 заплатила колоссальную даже для такого гиганта сумму 51,5 млрд руб. В результате сделки компания сократила разрыв по количеству магазинов со своим ближайшем конкурентом «Магнитом», а также помешала развитию в России международной корпорации Walmart.

Сеть магазинов «Виктория» стоила «Дикси» 20 млрд руб. Если к концу 2010 г. «Дикси» насчитывала 646 магазинов, то «Виктория» — 257. Cделка позволила «Дикси» обойти таких игроков, как «О’кей» и «Лента».

Используя в качестве критерия показатель выручки, агентство INFOline поставило «Дикси» на седьмое место в рейтинге с оборотом 64,7 млрд руб. (доля на рынке 0,71%). «Виктория» находилась на девятой позиции с 33 млрд руб.

На сегодняшний за лидерами отечественного ретейла X5 Retail Group и «Магнитом» следуют «Ашан», Metro Cash & Carry.

Милое российскому сердцу слово «Ашан»

Наверное, ни одна торговая сеть не покорила сердца россиян, за исключением «Ашана». Доказательство тому — очереди на парковку и полные торговые залы всю неделю. В «Ашане», как правило, закупают продукты для всей семьи на предстоящую неделю. «Ашан» славится демократичными ценами, причем вполне обоснованно. Поставщики сети обычно снижают отпускные цены на 10—15%, потому что компания всегда готова предложить им участие в различных маркетинговых акциях. Общая торговая площадь сети составляет примерно четверть от торговых площадей Х5 или «Магнита», при этом разница в выручке не столь значительна. В конце мая, по словам руководителя по внешним коммуникациям компании «Ашан» Марии Курносовой, открылся 50-й магазин в Рязани. «Всего в этом году мы планируем открыть не менее пяти магазинов. Итого за 2012 г. — не менее семи магазинов. Общая выручка от инвестиций превысит 5 млрд руб. в этом году. Сумму выручки за 2011 г. мы не раскрываем, так как не являемся публичной компанией», — сказала М. Курносова.

Помимо французской сети «Ашан» еще одна иностранная компания входит в список наиболее влиятельных ретейлеров России. Это немецкая компания Metro Group. Она занимает третью строчку в списке крупнейших мировых ретейлеров. По признанию руководства компании, отечественный рынок чрезвычайно важен для нее, а российское подразделение признано одним из самых активных. Интересы сети перестали ограничиваться европейской частью страны, ее магазины открылись уже в Новосибирске и Магнитогорске. Компания предполагает открывать новые торговые площади не только в крупнейших городах страны, но и в населенных пунктах с численностью населения от 400 000 человек. Несмотря на то что компания позиционирует себя в сегменте мелкооптовой торговли, она на равных конкурирует с розничными сетями.

«Магазин у дома» — лакомый кусок

В качестве нового рецепта расширения присутствия компании ее руководство решило приступить к реализации проекта по созданию франчайзинговой сети «магазинов у дома». Об этом заявил гендиректор «Metro Cash & Carry Россия» Йерун де Грот. На его взгляд, компания стремится объединить под своим брендом владельцев небольших торговых точек.

Постоянными покупателями сетей — лидеров рынка отечественного ретейла традиционно являются граждане, чьи ежемесячные расходы на питание составляют 30—40%. Но на рынке также представлены сети супермаркетов премиум-класса, их посетители ежемесячно тратят на продукты питания не более 7—10%. Эта большая группа обеспечивает таким московским сетям, как «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», «Зеленый перекресток», «Алые паруса» и питерским «Лэнд» и «Супер Сива», достаточный уровень платежеспособного спроса. Эти клиенты, по словам аналитиков рынка, никоим образом не отреагировали на проблемы, связанные с экономическим кризисом. Можно сказать, что доля супермаркетов премиум-класса невелика — от 1 до 5% рынка, но и игроков, представленных на рынке, не так много, как в сегменте дискаунтеров.

Неожиданностью на рынке продуктовой розницы стало активное присутствие региональных сетей, в первую очередь барнаульской сети «Мария-Ра» и новосибирского «Сибирского гиганта». Региональные компании пока не планируют переходить на европейскую часть страны, чего нельзя сказать об их столичных коллегах. Многие из них, например «Ашан», «Лента» или Metro, уже открыли за Уралом свои магазины.

В связи с обостряющейся конкуренцией среди ретейлеров в крупных городах большую популярность приобретают специальные франчайзинговые проекты, рассчитанные на многочисленные магазины «у дома». На сегодняшний день работающих проектов два: у «Дикси» и Х5. «Дикси» предлагает клиентам совместную программу с международным розничным альянсом Independet Grocery Alliance (IGA). Программа рассчитана прежде всего на регио­ны и не предусматривает разового платежа за франшизу, лишь ежемесячные платежи от 100 до 200 долл. Предпринимателям необходимо к названию магазина добавить надпись IGA. В отличие от программы «Дикси» франшиза Х5 под брендом «Ситимаг» действует только в Москве. Единоразовая плата за франшизу составит 95 000 руб., роялти — 2% с оборота. За это предприниматель получит вывеску «Ситимаг», униформу для сотрудников, навигацию торгового зала, специальное оборудование и поставки продуктов с сетевых складов.

Ложка дегтя в бочке с медом

К сожалению, не все так радужно на рынке. Коррупция, замедление экономики, демографический спад и возросшая конкуренция делают инвестиции в российскую торговлю все менее привлекательными. Компания Ernst & Young, пишет газета «Ведомости», опросила ведущих российских и международных ретейлеров и пришла к неутешительным выводам: 43% опрошенных предполагают, что ситуация в экономике ухудшится, 67% называют плохими существующие экономические условия, 53% сетуют на неблагоприятное законодательство, 47% жалуются на дефицит квалифицированного персонала.

Не способствует притоку инвестиций и высокий уровень коррупции, отмечается в докладе компании Ernst & Young. В рейтинге Transparency International Россия находится на 142-м месте среди 182 стран.

По поводу исследования, проведенного компанией Ernst & Young, оценки компании М. Курносовой сдержанны: «Например, мы не прогнозируем спад экономики, тем не менее, видя подобные прогнозы у исследователей, принимаем ряд мер, чтобы ответить на возможное возникновение неблагоприятных условий».

Несмотря на трудности, рынок продолжает развиваться.