1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1133

МСУ грядет в Москву

Наконец-то в Москве ожидается местное самоуправление, об отсутствии которого в двух российских столицах перестали говорить даже самые неустанные поборники становления гражданского общества на местах и в целом в стране.

В конце мая на VI съезде Совета муниципальных образований города мэр Москвы Сергей Собянин признал, что в мире не придумано ничего лучше, чем местное самоуправление, для того, чтобы граждане почувствовали себя причастными к управлению городом и их инициативы реализовывались.

Модель местной власти выберут в два этапа

На первом пленарном заседании съезда выяснилось, что форум созван, чтобы заслушать программную речь столичного градоначальника о путях развития местного самоуправления в мегаполисе. Следующая «пленарка» состоится в… конце года. Тогда же будет принято окончательное решение о главном направлении генерального муниципального наступления.

На весенней «пленарке» присутствовали 122 представителя из 125 внутригородских муниципальных образований. Им мэр предложил выработать такую модель местной власти, которая не разрушит единство городского хозяйства и обеспечит причастность москвичей к делам города. Сам он задачу местного самоуправления видит в поиске муниципальными депутатами компромиссов между разными группами горожан с диаметрально противоположными мнениями. Через механизм местного самоуправления необходимо находить решения по многим конфликтным вопросам и противоречиям, заявил С. Собянин. Он считает, что с этой целью следует наделить муниципальных депутатов дополнительными полномочиями. Например, дать им право вето на строительство объекта недвижимости площадью до 1500 кв. м, за исключением гаражей и религиозно-культовых сооружений. Получается, что более крупные объекты будут возводиться без муниципального согласия. Ясно одно: нужно согласие не менее 2/3 депутатов внутригородского муниципального образования на строительство в нем учреждений для работы с детьми, аптек, ремонтных мастерских, магазинов шаговой доступности, рынков, пунктов бытового обслуживания, спортивных сооружений, объектов здравоохранения и культуры и иных объектов, определяемых столичным правительством.

Предлагается также наделить муниципальных депутатов правом ежегодного заслушивания отчетов:

  • главы управы о социально-экономическом развитии территории;
  • главного врача поликлиники;
  • руководителя многофункционального центра по обслуживанию населения;
  • руководителя государственного учреждения по инженерной службе района — ГУИС.

Местные депутаты смогут выражать недоверие главе местной управы.

Полномочия — пожалуйста, а финансы — нет

Раздавая полномочия, мэр, похоже, не намерен расширять доходную базу местных бюджетов. Он назвал справедливым упрек о недостаточности финансовых ресурсов внутригородских муниципальных образований, но ни словом не обмолвился о возможном дележе бюджетных денег с органами местного самоуправления и предоставлении им финансовой самостоятельности. Наоборот, он опасается, что вариант передачи финансовых полномочий в муниципалитеты породит «огромную бюрократию дополнительно, которая большого эффекта по большому счету не принесет». Новая волна чиновников, по словам С. Собянина, будет не лучше тех, которые сегодня руководят в управах. Значит ли это, что вал кадровых решений продолжится до IV квартала года, до второго этапа VI съезда Совета муниципальных образований Москвы? Поживем — увидим.

Сегодня суммарный бюджет 125 столичных муниципалитетов чуть более 6 млрд руб. В среднем около 50 млн руб. на один район. Деньги целевые — на обеспечение опекунства и попечительства над детьми, развитие массового спорта, решение отдельных вопросов местного значения и выполнение полученных местной властью государственных полномочий. В этом году каждому району предназначается дополнительно из городского бюджета не менее 200 млн руб. на капитальный ремонт основных сооружений и благоустройство территорий. В итоге это 26 млрд руб. Распределяют деньги между районами префектуры — органы государственной власти. С 2013 г. бюджет города будет выделять территориям еще 5 млрд руб. на реализацию индивидуальных проектов благоустройства. В текущем году на подобные цели выделено 4 млрд руб.

Бюджетные раскладки и планы наделения муниципалитетов немалыми деньгами показывают, что финансовая удавка над местными управами по-прежнему остается в руках мэра и 12 префектов — его полномочных представителей в административных округах, не являющихся муниципальными образованиями.

Муниципалы осторожно поддержали мэра

Реакция муниципального сообщества была сдержанной, если не сказать подобострастной. Так, топ-менеджер района (муниципального образования) «Крылатское» Николай Тюрин преимущество централизации власти видит в быстром решении существующих проблем. Дополнительные полномочия, по его мнению, могут затруднить процесс принятия решения, поскольку каждый управленческий шаг придется согласовывать с местными депутатами. Практика муниципального управления поддержала руководитель внутригородского муниципального образования «Пресненское» Елена Денисова. Она тоже опасается, что встраивание в существующую систему «мэрия — префектура — управа» муниципальных собраний, в которых каждый депутат имеет свой взгляд на проблемы, способно нарушить устоявшийся порядок городского управления. Е. Денисова спросила мэра, не боится ли он потерять управление городом.

Последовал пространный ответ, суть которого можно выразить коротко: посмотрим, как будут работать новшества, предлагаемые для того, чтобы жители поняли, что тоже несут ответственность за развитие своего города (в том числе отдавая голоса за тех или иных муниципальных депутатов). По словам мэра, жители часто жалуются, что «вот это сделано не так, а мы хотели вот именно вот это, вы вообще зачем тут что-то делаете, надо не в этом дворе, а в этом и не этот парк, а другой». Реализация проектов в интересах жителей кажется мэру более значимой, чем сроки работ.

Тем более что делегирование полномочий не исключает контроля за их исполнением со стороны правительства Москвы и отзыва этих полномочий. Сама возможность отзыва, по мнению градоначальника, будет настраивать депутатов, органы местного самоуправления на конструктивную работу.

В любом случае еще достаточно времени до зимы, когда будет принята «дорожная карта» для местного самоуправления в главном городе страны.

Финансовое обеспечение внутригородских муниципальных образований с 2013 г., млрд руб.

Местные бюджеты

Бюджетные средства, выделяемые на ремонт многоквартирных домов, благоустройство дворовых территорий, парков, бульваров и скверов

Бюджетные средства, целевой лимит благоустройства

6,78

26,0

5,0

Источник: правительство Москвы

Бюджеты внутригородских муниципальных образований в 2012 г., тыс. руб.

Суммарный объем местных бюджетов

Из них:


собственные средства

из бюджета города на переданные полномочия

6804399,2

2274859,8

4529539,4

Источник: правительство Москвы

мнение

Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Москва нуждается в реальном местном самоуправлении. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ дал городам федерального значения достаточно большие инициативы в этом вопросе. И нас не может не беспокоить то, как своими правами воспользовались федеральные города (Москва и Санкт-Петербург. — Примеч. ред.). Жители фактически оторваны от решения собственных проблем по месту жительства. Причин тому можно найти много, но важно другое. Городские власти это понимают и готовы к переменам, а люди этого ждут. И очень хорошо, что в поиске решений принимает участие само муниципальное сообщество Москвы в лице своего совета.

Жители обязаны принимать самое активное участие в решении вопросов местного значения. Для этого местными депутатами должны становиться настоящие лидеры общественного мнения.

Валерий Кирпичников, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления

Когда в 1990-е гг. и начале 2000-х гг. мы «пробивали» закон о местном самоуправлении, нормы о нем в Конституции, то нашим главным и очень серьезным оппонентом всегда была Москва. И когда нам удалось пробить все, а местное самоуправление в России стало худо-бедно развиваться, то Москва делала вид, что выполняет федеральный закон, а на самом деле искала всякие способы ничего не менять в системе городского управления. Но сейчас 2012 г., и ситуация такая, что местное самоуправление в России испытывает очень большие проблемы, если не сказать, что почти загнулось. И вдруг Москва начинает мощную инициативу.

А может, получится так, что Москва сейчас станет тем лидером, который не только, как сказал Сергей Семенович (Собянин. — Примеч. ред.), использует огромный внутренний потенциал муниципальной власти, но и станет примером, двигателем для всей страны.