1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2152

Обстоятельства, которые могут увеличить срок перевозки, нужно предусматривать заранее

Правила, регулирующие перевозку железнодорожным транспортом, предусмотрены нормами гражданского законодательства, отраслевыми актами, положениями, утвержденными железной дорогой, которые детально регламентируют все условия перевозки и позволяют предусмотреть возможные отклонения от установленных сроков доставки еще на стадии заключения договора перевозки или до момента отправки груза. Суды при рассмотрении вопросов взыскания неустойки за просрочку исполнения таких договоров не могут выходить за рамки установленных норм (постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 № 14446/11).

Суть дела

Общество заключило договор перевозки груза (порожних собственных железнодорожных вагонов) с железной дорогой (далее — перевозчик). Ответственность перевозчика за своевременность доставки и сохранность груза установлена ст. 793 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее — Устав). Поскольку груз был доставлен с опозданием, общество предъявило перевозчику штрафные санкции. При этом были применены Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 № 27, далее — Правила № 27), а также ст. 97 и 120 Устава, предусматривающие уплату перевозчиком пеней в размере 9% за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику. Общая сумма неустойки превысила 150 000 руб. Соблюдая порядок, согласованный в договоре, общество направило перевозчику претензию, которая была удовлетворена всего на 5000 руб. В обоснование перевозчик сослался на то, что задержка груза произошла из-за промывки вагонов. Общество, не удовлетворенное полученной суммой неустойки, обратилось в суд.

Судебное разбирательство

Суд не счел просрочкой задержку доставки вагонов, вызванную промывкой, и указал, что сроки доставки груза увеличиваются на все время задержки вагонов, возникшей по независящим от перевозчика причинам (необходимость исправления их технического или коммерческого состояния). Отметим, что в решении суда (а впоследствии и в постановлении апелляционной инстанции) дается ссылка не на Правила № 27, а на действовавшие ранее аналогичные правила, утвержденные в 1998 г. и отмененные в 2003 г. В итоге суд удовлетворил исковые требования общества частично. С таким решением не согласились обе стороны. Ответчик — перевозчик в апелляционной жалобе просил отменить решение в части удовлетворения заявленных требований и в иске отказать полностью. Общество просило отменить решение в части отказа и удовлетворить иск в полном объеме.

Апелляция сочла доводы обеих сторон необоснованными. Судьи указали, что ответчик не нарушал сроки отправки, претензионный порядок соблюден, оснований для снижения размеров штрафных санкций, примененных судом первой инстанции, нет. Доводам общества о том, что промывка вагонов не является коммерческой неисправностью, суд не придал значения. Решение было оставлено в силе.

Перевозчик подал кассационную жалобу, но получил отказ. А общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.

Позиция ВАС РФ

Высшие судьи восприняли доводы общества. Расчетный срок перевозки указывается в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов именно перевозчиком. В соответствии с Правилами № 27 сроки доставки грузов в данном случае могут быть увеличены лишь на двое суток — для осуществления операций, связанных с отправлением и прибытием груза. В исчерпывающий перечень других случаев, увеличивающих срок доставки (п. 5 и 6 Правил № 27), промывка вагонов не входит. Нельзя ее отнести и к коммерческим неисправностям, классификация которых строго регламентирована нормативным актом самого перевозчика. Каждый вид неисправности имеет индивидуальный код, который отражается в акте, составленном с участием перевозчика. В представленных документах таких указаний не содержится. Кроме того, сведения о необходимости промывки вагонов вносятся в сопроводительные документы на станции отправления. Перевозчик мог учесть эти обстоятельства при расчете сроков. Иные, отличные от предписанных Уставом и Правилами № 27, сроки доставки груза стороны могли предусмотреть и при заключении договора. Поскольку это не было сделано, перевозчик обязан соблюдать согласованные в договоре сроки доставки.

В результате Президиум ВАС РФ отменил вердикты трех нижестоящих инстанций в части отказа во взыскании и удовлетворил иск общества, а также указал, что дела со схожими фактическими обстоятельствами, решения по которым вступили в силу, но расходятся с толкованием норм права, изложенных в комментируемом постановлении, могут быть пересмотрены.

к сведению

Согласно п. 5 и 6 Правил № 27 сроки доставки грузов могут быть увеличены:

  • на одни сутки — при переправе через водные пути сообщения, передаче на другой вид транспорта, смене ширины колеи, переадресовке груза, при отправке с железнодорожной станции Москвы и Санкт-Петербурга, осуществлении контроля на границе, перевозке опасных грузов, необходимости взвешивания груза у перевозчика, при участии нескольких инфраструктур;
  • двое суток — на операции по отправлению и прибытию груза, для каждой промежуточной станции при погрузке/выгрузке рефрижератора, при перегрузке при смене ширины колеи, при перевозке на расстояние свыше 1000 км (если на такое расстояние перевозятся мелкие отправки и контейнеры — на трое суток);
  • все время задержки — таможенными и органами госконтроля, при исправлении погрузки и устранении перегруза, исправлении технического или коммерческого состояния вагонов и контейнеров (в том числе при обнаружении неисправностей после принятия груза), наступлении форс-мажора, на промежуточных станциях, при перегрузке рефрижераторных секций.