1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1213

Власть и бизнес пока гребут в разные стороны

Количество малых предпринимателей нужно увеличить к 2020 г. как минимум в два раза, чтобы структура нашей экономики стала близкой к развитым странам, считают эксперты. Пока молодых энергичных людей отталкивают от малого бизнеса бюрократические барьеры и поборы чиновников, большинство из них предпочитает идти на работу в крупные корпорации или занимать доходные места на той же госслужбе. Изменить ситуацию помогут создание института уполномоченных по защите прав бизнесменов, передача налогов от малого бизнеса на муниципальный уровень и введение оценочных показателей работы чиновников, напрямую зависящих от развития предпринимательства.

Одним из самых важных вызовов малому бизнесу сегодня становится изменение мотивации молодого поколения в вопросе построения жизненной траектории. Количество людей, вступающих в трудоспособный возраст, сокращается, а крупные корпорации и государственный аппарат имеют явную тенденцию к дальнейшему расширению. Аналитики «ОПОРЫ России» прогнозируют, что после пересечения этих двух тенденций в 2014—2016 гг. начнется массовое втягивание молодежи в корпорации и государственные органы.

Причины такого поведения молодых людей вполне понятны: своя рубашка, как говорится, ближе к телу. По сути, они выбирают работу, которая может обеспечить им хороший уровень доходов без головной боли, связанной с преодолением бюрократических преград, и творческих мук в поисках новых продуктов и технологий.

Стремление молодежи избегать малого бизнеса поддерживается ситуацией в сфере образования. Уже сейчас практически половина молодежи поступает в вузы сразу после окончания школы (в 2011 г. из 800 000 выпускников 356 000 зачислены в вузы). При этом институты ориентированы на подготовку специалистов для крупных компаний и государственных органов.

Качества же, необходимые предпринимателю (самостоятельность, креативность), в них не формируются в силу сохранения дисциплинарного устройства этих учебных заведений.

Заманить российскую молодежь в ряды малых предпринимателей можно, лишь создав благоприятные условия для ведения бизнеса. Другого пути мировая практика бизнеса не знает.

Реальным механизмом защиты прав бизнесменов от произвола чиновников может стать институт уполномоченного по правам предпринимателей, подчеркнул президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов на пресс-конференции, состоявшейся на этой неделе. Деятельность уполномоченного по сути должна дополнять существующие средства защиты прав, но при этом не отменять обязанностей государственных органов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав предпринимателей.

Причем сегодня нужен «специальный прокурор», способный не только защищать, например, от произвола отдельных представителей власти, но и вести системную работу по анализу нарушений и дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

Еще одним механизмом, способным помешать созданию искусственных барьеров на пути бизнеса, станет единая дискуссионная площадка, которая формируется для обсуждения проектов новых законов, ведомственных актов, нормативных документов и проч. По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, в начале октября в этих целях заработает специальный интернет-сайт www.regulation.gov.ru.

В большинстве своем муниципальные власти сейчас дремлют, практически не обращая внимания на развитие малого бизнеса, подчеркивает г-н Борисов. Поэтому предпринимательское сообщество ставит вопрос, чтобы все налоговые поступления от малого предпринимательства оставались на уровне муниципалитетов.

К сожалению, Минфин пока придерживается иного мнения. Его эксперты настаивают на том, что в муниципальные бюджеты должны поступать лишь сборы от патентов, закон о которых будет принят в ближайшее время.

Предпринимательское сообщество предлагает оставлять муниципалитетам также поступления от единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, а впоследствии отдать на местный уровень и поступления от акцизов.

Очень важно в оценочные показатели работы органов власти всех уровней включать индикаторы, характеризующие развитие малого бизнеса. Более того, от уровня этих параметров должны зависеть доходы чиновников, которые руководят данной территорией или регионом. Кроме того, от динамики развития малого предпринимательства должно зависеть прохождение государственных служащих по карьерной лестнице.

Это может привести в движение весь механизм огромной армии муниципальных чиновников, полагает С. Борисов. Чиновники станут стопроцентными союзниками бизнеса, будут стремиться «выращивать» на муниципальном уровне местных малых предпринимателей, заботиться о создании для них комфортных условий. Власть и бизнес должны грести в одном направлении.

Служащие муниципалитетов начнут приглашать к себе бизнесменов из других сопредельных территорий. Если между муниципальными властями возникнет конкуренция, борьба за привлечение предпринимателей, то реально улучшится качество условий для ведения малого бизнеса.

Число замещенных рабочих мест в малом бизнесе по видам экономической деятельности, тыс. человек

Виды экономической деятельности

Юридические лица

Индивидуальные предприниматели

Всего

13686,6

5330,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

986,1

399,2

Рыболовство, рыбоводство

32,7

6,4

Добыча полезных ископаемых

90,8

0,8

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

35,3

0,2

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

55,6

0,6

Обрабатывающие производства

2241,3

474,1

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

476,8

134,4

Текстильное и швейное производство

158,6

76,5

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

26,1

7,2

Обработка древесины и производство изделий из дерева

125,9

74,4

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

150,3

18,6

Производство кокса и нефтепродуктов

5,0

0,0

Химическое производство

73,9

2,0

Производство резиновых и пластмассовых изделий

129,6

18,2

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

178,9

20,8

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

235,0

27,5

Производство машин и оборудования

267,0

10,2

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

182,0

7,7

Производство транспортных средств и оборудования

68,8

2,2

Прочие производства

161,5

74,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

218,9

3,7

Строительство

1744,1

123,4

Гостиницы и рестораны

524,5

160,7

Транспорт и связь

826,2

470,8

Финансовая деятельность

127,8

14,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2865,6

391,2

Образование

21,4

15,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

227,8

20,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

342,8

239,0

Источник: Росстат