Истоки гражданского общества в фондах местных сообществ

| статьи | печать

Много лет российские депутаты всех уровней сетуют на долгое пробуждение в стране гражданского общества. И много лет в мире фонды местных сообществ успешно формируют гражданскую активность в муниципальных образованиях. Но в России далеко не во всех 23 000 сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов имеются фонды местных сообществ (ФМС).

По разным экспертным оценкам, в стране активно действуют немногим более ста некоммерческих организаций (НКО).

Закон позволяет иметь или не иметь

Оценочная статистика отражает норму базового для муниципальной власти Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в отношении автономных некоммерческих организаций в муниципиях. Он допускает возможность создания НКО депутатским решением: хотите — создавайте, не хотите — воля ваша. Местная власть, как водится, выжидает: авось, благодетели-спонсоры объявятся, а нет, то мы сами с усами и с божьей помощью справимся со своими проблемами без общественных страстей.

Между тем, как показывает мировая практика, глобальные финансовые потрясения только активизировали самодеятельную инициативу на местах. Граждане объединяются между собой и с местной властью, чтобы сообща решать вопросы развития территорий.

Ниже представлены результаты международного исследования, почему население проявляет гражданскую активность. Россия не принимала участия в глобальном анализе. Скорее всего потому, что у нас не так много фондов местных сообществ. К тому же немалая их часть — благотворительные фонды частного или иностранного капитала. Хотя не только бизнес может инициировать создание ФМС. В первую очередь органы местного самоуправления должны способствовать на территории своей юрисдикции становлению таких эффективных для муниципального управления формирований.

По утверждению международных экспертов некоммерческой организации CAF Россия, модель ФМС обладает рядом преимуществ, делающих фонды надежным подспорьем власти в решении социальных проблем на уровне муниципального образования — города, района, поселения.

В Самарской области это поняли раньше всех в России. Здесь создана достаточно эффективная система взаимодействия с институтами гражданского общества. Например, самое крупное в стране Партнерство фондов местных сообществ располагается в Тольятти и объединяет около трех десятков российских и украинских ФМС. Регион занимает первую строчку рейтинга субъектов Федерации в конкурсном отборе по предоставлению субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) и получит в этом году крупную сумму — свыше 23 млн руб.

У фондов будет капитал. Уставный

Именно в Самарской губернской думе на недавнем семинаре руководителей НКО обсудили нововведения в законодательстве, ожидаемые с принятием обновленной редакции Гражданского кодекса РФ. Наиболее значительной переработке подвергаются положения о юридических лицах, что повлечет поправки в Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ. Так, для НКО предусматривается обязательность уставного капитала. В первоначальной редакции его минимальный размер — 500 000 руб. Затем в процессе обсуждения порог был опущен до 10 000 руб., сообщила на семинаре член Общественной палаты РФ, председатель некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская.

По всей видимости, появится дополнительное деление юридических лиц на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации. Сейчас юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Новшество повлечет перерегистрацию юридических лиц. Но НКО, а значит и фонды местных сообществ, могут избежать такой участи. «Мы постарались добиться того, чтобы существующие НКО не были поставлены перед необходимостью проходить процедуру перерегистрации», — сказала Д. Милославская.

Поправки в Гражданский кодекс еще обсуждаются. Возможны новые корректировки, и делать окончательные выводы рано. Общественная палата РФ продолжает консультации, а после принятия закона организует обязательно широкую информационную кампанию с тем, чтобы сведения получили все НКО, включая фонды местных сообществ.

Жаль только, что опять инертны органы местного самоуправления. Они, видимо, надеются, что все образуется само собой. Не образуется.

Посткризисные годы продемонстрировали значительный рост гражданской активности на местах. Неравнодушные россияне меньше всего верят в расторопность муниципальных властей, погрязших в финансовой и административной зависимости от государственной власти. О бурном росте местной инициативы свидетельствует динамика создания таких институтов муниципального развития, как микрофинансовые организации и кооперативы потребительского кредитования. На 1 апреля в государственном реестре СРО кредитных кооперативов числилось десять организаций, объединяющих более 1200 кооперативов, а в государственном реестре микрофинансовых организаций насчитывалось 1257 юридических лиц. До кризиса в оценочном списке таких небанковских институтов микрофинансирования и микрокредитования было немногим более 500 юридических лиц. И гражданам, научившимся самостоятельно управлять собственными финансами, недостаточно участия в благоустройстве и прочих общих благих делах, в том числе по открытию новых рабочих мест, организуемых фондами местного сообщества. Люди непременно спросят: а где наша местная власть? Затем возникнет вопрос: почему на подавляющей части территорий страны продолжается игнорирование фондов местных сообществ как действенного института устойчивого муниципального развития и эффективного инструмента муниципального управления?

Между тем во всех действующих ФМС, по сведениям Центра исследований гражданского общества и некоммерческой сферы НИУ-ВШЭ, убеждены, что фонды местных сообществ необходимы органам власти, главным образом для решения проблем муниципального образования. Согласно исследованию уверены в этом 98% опрошенных, а оставшиеся 2% считают, что и они нужны для решения отдельных муниципальных проблем.

Только органы местного самоуправления упорно не замечают потенциал фондов местных сообществ, способных в условиях тотального безденежья муниципальных бюджетов и население поднять на обустройство собственной жизни, и бизнес привлечь к решению вопросов местного значения, и инвестиции на это привлечь из внебюджетных источников. Как это делается, например, в городе Шелехове Иркутской области, где градообразующее предприятие уже много лет поощряет гражданскую активность своих работников, направленную на достойную жизнь в муниципальном образовании.

важно

Статья 69 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ

1. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

2. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.

к сведению

Значимость функций фондов местных сообществ по пятибалльной шкале

4,6 — развитие благотворительности, привлечение средств;

4,5 — формирование поля благотворительности в муниципалитете;

4,4 — укрепление доверия в местном сообществе;

4,3 — укрепление активных групп внутри сообщества;

4,2 — обмен знаниями и навыками среди фондов местных сообществ;

4,1 — установление связей между фондами местных сообществ;

4,1 — распространение информации о благотворительности в местных сообществах;

3,8 — развитие отношений с инвесторами и людьми, принимающими решения;

3,8 — привлечение ресурсов инвесторов и людей, принимающих решения;

3,7 — развитие потенциала институтов в местном сообществе;

3,6 — участие местного населения в работе органов власти;

3,5 — установление связей между разными сообществами;

3,4 — развитие благотворительности в местных сообществах в конкретном регионе;

3,4 — изменение практик инвесторов и людей, принимающих решения;

3,4 — борьба с бедностью;

3,2 — изменение политики инвесторов и людей, принимающих решения;

3,1 — борьба с дискриминацией по половому признаку;

3,0 — борьба за права других групп;

2,7 — развитие благотворительности в местных сообществах в мире;

2,3 — борьба с дискриминацией по расовому признаку.

Источник: Global Fund for Community Foundations