На троих не получается

| статьи | печать

Громадный оборот теневого рынка и тысячи россиян, погибающих от некачественного алкоголя, стали причиной усиления государственного регулирования рынка спиртных напитков. Некоторые эксперты даже утверждают, что Федеральный закон № 102-ФЗ по сути и означает государственную монополию на производство и торговлю алкоголем. Но в реальности он не сможет достигнуть тех целей, ради которых и задумывался.

Сейчас, конечно, не та ситуация, которая была в 90-х годах — во времена расцвета «паленой» водки, но теневой рынок все же есть.

Почти 40% легальной водки сегодня выпускает ФГУП Росспиртпром, а 60% любимого нашими соотечественниками напитка производят частные предприятия. Большинство независимых и правительственных экспертов считают, что оборот «теневиков» составляет 40% от легального производства, то есть близок к доле государства на алкогольном рынке.

Понятно, что государство не только не получает с «теневиков» налоги, но и не контролирует качество их продукции. Поэтому общественность заговорила о необходимости возвращения государственной монополии. Более того, председатель Комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов предположил, что Закон № 102-ФЗ и означает ее введение.

На самом деле при такой доле частных фирм в производстве и торговле алкоголем ни о какой госмонополии речь вести нельзя. Просто держава решила переложить основную часть работы по контролю на федеральный уровень власти.

С 1 января следующего года предусматривается отмена специальных защитных мер, которые осуществляли субъекты Федерации, и упразднение региональных специальных марок, а с 1 июля ликвидируется аккредитация субъектами РФ поставщиков алкогольной продукции. То есть производство и оптовая торговля выводятся из-под контроля регионов.

Основные контрольные функции передаются федеральным властям, в частности Роспотребнадзору. За регионами остается розничная торговля, которую они смогут контролировать и даже вводить ограничения на время продажи алкоголя, которые были отменены более пятнадцати лет назад.

Но сможет ли такая рокировка решить главные проблемы, которые стоят перед отраслью? Представители бизнес-сообщества убеждены, что примерно 40% населения из-за низких доходов не могут покупать водку дороже 30 руб. за бутылку.

В то же время при существующей системе налогообложения бутылка водки не может стоить менее 70 руб. Здесь-то и замыкается круг «паленой» водки, по сути, теневой рынок совершенно объективно воспроизводится существующими в стране социально-экономическими условиями. Низы не могут пить ничего, кроме суррогатов, а верхи не предлагают им взамен ничего другого.

Альтернативу «паленой» водке выдвигает Росспиртпром: начать выпуск дешевой казенной водки, которая будет освобождена от акцизов. Производственные мощности ФГУП сегодня загружены на 30%, и предприятие вполне может вытеснить с рынка теневых предпринимателей, предложив гражданам дешевую казенную водку, которая по крайней мере будет соответствовать санитарным нормам.

Но эту идею встречают в штыки частные компании, которые опасаются, что огромное число покупателей предпочтет продукцию Росспиртпрома.

Практика государственного регулирования алкогольной отрасли в других странах показывает самые различные варианты монополий, включая региональные, на различные сегменты рынка и даже отдельные напитки, например бренди во Франции и Германии.

То есть ничего радикально нового в предложении Росспиртпрома нет, речь идет о государственной монополии на один сорт водки, остальные разновидности этого напитка могут выпускаться и продаваться в обычном режиме.

В существующем же виде Закон № 102-ФЗ может лишь слегка подретушировать проблему теневого рынка, но кардинально ее не решит. Более того, из-за нерасторопности чиновников «теневики» могут увеличить свои обороты в преддверии Нового года, заполнив пустоты, которые возникнут в результате пробуксовки легального бизнеса.

Правительство до сих пор не успело полностью подготовить нормативные акты, призванные конкретизировать действие Закона № 102ФЗ. Больше всех беспокоятся предприятия-импортеры: отсутствие подзаконных документов, регулирующих ввоз в страну алкоголя, грозит им остановкой бизнеса месяцев на пять.

Новый Закон предусматривает маркировку ввозимого в страну алкоголя на отечественных таможенных складах, а не за рубежом. Благая в общем-то идея, позволяющая усилить госконтроль за импортными напитками, сейчас превращается в тормоз развития рынка из-за непродуманности ее реализации.

На сегодняшний день в России существуют 22 таможенных склада, которые просто не в состоянии наклеить акцизные марки на все ввозимое количество алкоголя: их производственные мощности надо увеличивать минимум в четыре раза.

Производители отечественного алкоголя находятся в более приемлемых условиях. Определенные опасения вызывает технология маркировки: согласно новым правилам акцизная марка должна стать самоклеющейся, а на заводах-изготовителях оборудование приспособлено к старым типам марок. Но, по оценке экспертов Союза участников алкогольного рынка, старых марок хватит еще на четыре месяца.

Самая же большая трудность — отсутствие ясности с работой Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Она создается лабораторией ФСБ, причем все спиртзаводы и предприятия, выпускающие алкогольные напитки, оснащаются автоматическими средствами измерения концентрации и объема этилового спирта.

Реальный порядок работы этой информационной системы, формы и сроки передачи данных участниками рынка пока почти неизвестны. А время поджимает, ведь по новому Закону без нее рынок просто останавливается.

В общем, споров и временных противоречий между предпринимателями и чиновниками перед началом работы по новому Закону хватает. Но за их накалом как-то забываются главные болячки — теневой рынок и судьба 40% населения.

Если государственная монополия на отдельный, дешевый сорт водки сможет сохранить их здоровье и жизни, то стоит ли ее откладывать на далекое будущее. Для законопослушных частных производителей остается большой сегмент качественных марок водки, ведь за последние годы в стране появилось много покупателей, которые уже никогда не согласятся пить дешевые спиртные напитки.

«Государственная монополия на водку — это всегда признак крепкой, твердой, стабильной власти и спокойствия в стране. Как только что-то нарушается во внутренней политике, в ее стабильном, сдержанном течении, так водка вырывается из-под контроля государства».

Вильям Похлебкин, известный историк, автор книги «История водки»