1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Кризис недоверия

Российский страховой бизнес на пороге глобальных перемен. Введение новых правил размещения страховых резервов может серьезно изменить не только структуру рынка, но и поменять саму философию ведения страхового бизнеса. Вопрос лишь в том, готовы ли игроки отказаться от привычных методов получения прибыли и доверить свои активы управляющим компаниям либо предпочтут создать свои «кептивные» УК.

300 млрд на сундук УК

Речь о достаточно серьезной сумме — 300 млрд руб. Во столько сегодня эксперты оценивают суммарные страховые резервы, 20% которых согласно Приказу Минфина (от 08.08.2005№ 100н) страховщики обязаны до 1 июля будущего года передать в доверительное управление. Для сравнения: поданным ФСФР, совокупные активы НПФ оцениваются в189 млрд руб. Теперь вслед за пенсионными фондами с помощью управляющих компаний на фондовый рынок готовятся выйти и страховщики.

Нововведение вполне логично соотносится с государственной политикой повышения конкурентоспособности отечественного финансового сектора, который сейчас испытывает достаточно мощное давление со стороны иностранных компаний. Об этом, в частности, свидетельствует ситуация и на рынке банковского кредитования, и, собственно, на рынке страхования.

Экспансия иностранных страховых компаний наблюдается достаточно давно. Сейчас на российском рынке представлены всего 6 крупнейших западных игроков, однако к концу года на него планируют выйти еще 3 страховые группы из Германии и Франции. Для экономики приток иностранцев означает только одно: обострение конкуренции на рынке основных видов страхования, а также усиление оттока капитала зарубеж, поскольку размещать страховые резервы они будут отнюдь не в России.

С точки зрения потребителей это вдвойне невыгодно: прямые филиалы иностранных компаний не подчиняются нашим контролирующим органам, и в случае форс-мажорных обстоятельств получить свои деньги может оказаться намного сложнее.

Два зайца Минфина

Таким образом, вопрос конкуренции с иностранцами для правительства звучит достаточно жестко. Поэтому Минфин попытался убить двух зайцев.

✔Во-первых, изменить существующую практику, когда значительная часть резервов страховых компаний размещается или в аффилированных структурах, или хранится в краткосрочных инструментах, будь то банковские депозиты или валютные счета, и вывести деньги страховщиков на инвестиционный рынок.

Аналогичная ситуация, кстати, наблюдается и на рынке НПФ, который на ранних этапах его становления развивался буквально семимильными шагами в основном за счет поступления взносов от юрлиц — крупных компаний, использующих пенсионные накопления своих работников в коммерческих проектах.

Иначе говоря, большинство пенсионных взносов поступило от аффилированных компаний. Ситуация с тех пор практически не изменилась: в 2005-м суммарный объем резервов НПФ увеличился с начала года почти вдвое. Однако, поданным агентства «ЭкспертРА», на долю крупнейших игроков приходится более 95% рынка, что свидетельствует об искусственном характере пенсионных резервов, находящихся в управлении УК.

✔ Во-вторых, изменить действующую модель бизнеса. Ни для кого не секрет, что прирост страхового рынка главным образом связан не с эффективным использованием активов, а с появлением новых видов страхования. Например, благодаря введению ОСАГО только в первый год было продано 25,2 млн полисов на 48,2млрд руб. За 9 месяцев этого года активы страховых компаний за счет услуг автострахования выросли еще на 39,9млрд, при этом страховые выплаты составили 13,6млрд руб. Таким образом, премия почти в три раза превысила сумму выплат. Тем не менее и сами игроки, и наблюдатели говорят о тенденции снижающейся доходности этого вида страхования.

Подобную точку зрения недавно, в частности, высказал руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев, заявив, что в этом сегменте вполне возможен системный кризис, связанный с ростом выплат. Поэтому сейчас страховое лобби пытается провести в Госдуме законопроект об увеличении тарифов на ОСАГО на 20—30%.По мнению его сторонников, тогда уровень рентабельности страховых компаний сохранится на критической отметке 77%. Но в правительстве пока не согласны с этим, полагая, что поскольку выплаты меньше притока средств от продаж ОСАГО, то проблемы не существует. Просто страховщики перестраховываются.

Деньги превращаются...

Нововведения Минфина можно отчасти рассматривать как альтернативное предложение страховым компаниям попытать счастья в бурных водах фондового рынка. С помощью тех же управляющих компаний, которые могут разместить страховые резервы как в традиционные инструменты фондового рынка — акции, облигации, векселя, паевые фонды, ОФБУ, так и в сравнительно раритетные ипотечные ценные бумаги и драгметаллы. Единственное ужесточение коснулось эмитентов ценных бумаг, принимаемых в покрытие страховых резервов: они должны иметь рейтинг не ниже уровня ВВ- или рейтинг аналогичного уровня российских агентств.

У УК уже готов целый арсенал предложений для страховых компаний. На стороне УК опыт управления активами тех же НПФ, правда, не всегда успешный.

Например, в этом году средняя доходность НПФ лишь ненамного превышает уровень инфляции — 11,7—12%. С другой стороны, в арсенале управляющих компаний есть и другие, более доходные инструменты. Те же ПИФы. Хотя их средняя доходность также достаточно невысока, однако прирост стоимости паев остается достаточно высоким, прежде всего за счет роста продаж. В любом случае на фоне различных схем доверительного управления (в зависимости от используемых инструментов их доходность может колебаться в пределах 15—50%) банковские депозиты серьезно проигрывают. Средняя доходность от размещения страховых резервов, по данным УК «Регион»,находится на уровне 6,9—11,7%, в зависимости от структуры инвестиционного портфеля.

Страхи страховщиков

Логика страховых компаний несколько иная. Главным образом всех страховщиков сейчас волнует, насколько доходными и рисковыми окажутся инвестиции в системе доверительного управления. Правда, проблема актуальна для средних и мелких страховых компаний. Что касается крупных игроков, скажем таких, как «РОСНО», «Согаз» или «Капитал», входящих в различные финансовые альянсы, то для них это уже достаточно известная практика. Скорее всего, считают эксперты, крупные УК могут рассчитывать на небольшие компании, которые будут вынуждены приводить свои резервы в соответствие с новыми правилами.

Кроме того, беспокоит страховщиков и то, как быть в случае форс-мажорных обстоятельств, когда компании требуется выплатить премию клиенту. Многие игроки считают, что это обернется неминуемыми финансовыми потерями. По словам гендиректора страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» Виктора Юна, проблема явно надумана, поскольку расследование страхового случая обычно длится не одну неделю и предусмотреть возможные расходы компания всегда в состоянии. К тому же 20% —это не такая уж и большая сумма, но достаточная для того, чтобы страховые и управляющие компании «притерлись», а самое главное — научились доверять друг другу.

Как изменится структура страховых резервов и их доходность в результате реформы Минфина, %


До 01.07.2006

После 01.07.2006

Акции

до

до 20

Корпоративные облигации

30

до 30

Депозиты банков

до 40

до 40

Векселя банков

до 20

до 10

Ценные бумаги без котировок

до 10

Нет

Доходность

6,9—11

8,4—11,8

Источник: УК «Регион»