Страховщики «замерили» ОСАГО

| статьи | печать

В этом году не покупали полис ОСАГО и не соби­раются его приобре­тать и в первом полуго­дии следующего 38% ав­товладельцев. Такая информация прозвучала на днях на «круглом сто­ле» на тему: «Пробле­мные вопросы ОСАГО в 2005 году».

Исследование проведено в конце сентября. По общерос­сийской выборке было опрошено 1600 респондентов. Ре­зультаты опроса оказались неоднозначными.

Итак, с января по сентябрь 2005 года полисы ОСАГО приобрели только 16% россиян. При этом 23% опрошен­ных честно заявили о факте владения «железным конем». В основном игнорируют ОСАГО жители небольших городов и сел в возрасте от 18 до 30 лет и старше 60 со средним ежеме­сячным доходом 8900 руб.

За 9 месяцев текущего года по стране было заключено бо­лее 20 млн договоров на сумму свыше 38 млрд руб. Средняя цена полиса по России колеблется от 1800 до 1900 руб. 39% пользователей ОСАГО посчитали цену невысокой или прие­млемой. Чаще всего полисы покупают непосредственно в офи­се страховой компании (43%), на втором месте — агенты вне офисов СК (34%) и 12% опрошенных — в непосредственной близости от ГИБДД.

Кроме недовольства ценой, респонденты высказали свои сомнения и по поводу страховых компаний. Видимо, многих из них впечатлила и не оставила равнодушными история с отзы­вом лицензий у пяти компаний, занимающихся «автограждан­кой». Кстати, по словам представителя компании «Альфастрахование» Дениса Макарова, Российский союз автостра­ховщиков (РСА) выплатил «осиротевшим» клиентам 8,5 млн руб., и это еще далеко не предел.

Именно поэтому если бы сегодня опрошенным предложили выбрать свою СК, то 47% из них в первую очередь пошли бы к финансово устойчивой, крупной компании, 28% обратили бы внимание на длительность и опыт работы на рынке и толь­ко 37% — на цену полиса.

Для исправления сложившейся ситуации генеральный ди­ректор СК «Стандарт-Резерв» Виктор Юн предложил не­сколько вариантов:

ужесточить контроль за «неблагонадежными» компа­ниями;

запретить уличную продажу полисов, из-за которой на рынке «гуляет» до 1 млн неучтенных бланков;

создать систему, при которой за все свои «грехи» дол­жен отвечать непосредственно агент, а не компания, в ко­торой он работает (как происходит сейчас).

Для этого необходимо ввести единый реестр обученных и аттестованных агентов, запретить им предлагать услуги раз­ных страховых компаний и создать единую базу полисов. Все это, безусловно, потребует немалых расходов. А взять их на себя должны будут сами страховщики совместно с РСА. И скорее всего они это сделают (во избежание дальнейших банкротств и таинственных исчезновений фирм-однодне­вок). Но есть и другая сторона медали. Представляете, как будут дальше развиваться события? Правильно. Они, стра­ховщики, солидно потратятся, израсходуют энное количест­во денег и поставят вопрос об их компенсации. А вот за счет кого (при постоянном лоббировании повышения тарифных ставок ОСАГО), догадайтесь сами...