1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 713

Бланки или ККТ?

В настоящее время организации и индиви­дуальные предприниматели, оказывающие платные услуги населению за наличный рас­чет, могут использовать бланки строгой от­четности, утвержденные ранее Минфином России. Это право предоставлено им Поста­новлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171. Поскольку конкретные случаи исполь­зования бланков вместо ККТ в законодатель­ном порядке не определены, на практике ча­сто возникают вопросы, связанные с их при­менением в тех или иных ситуациях.

Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных де­нежных расчетов и (или) расчетов с использованием пла­тежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) позволяет при оказании услуг населению вместо использования конт­рольно-кассовых машин применять бланки строгой от­четности (п. 2 ст. 2 вышеупомянутого Закона).

Порядок применения таких бланков определен Поста­новлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 «Об ут­верждении Положения об осуществлении наличных де­нежных расчетов и (или) расчетов с использованием пла­тежных карт без применения контрольно-кассовой техни­ки» (далее — Положение). Согласно этому документу формы бланков утверждаются Минфином России по об­ращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединя­ющих субъектов предпринимательской деятельности, за­нятых в определенной сфере услуг (п. 3 Положения).

Минфин России в Письме от 21.06.2005 № 03-01-10/5-289 разъяснил, что под организациями, объединяющи­ми субъектов предпринимательской деятельности, за­нятых в определенной сфере услуг, понимаются ассоци­ации или союзы, являющиеся некоммерческими орга­низациями и объединяющие коммерческие организа­ции в целях координации их предпринимательской де­ятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

В случае если деятельность объединения отвечает та­ким требованиям, оно может обратиться в Минфин с просьбой об утверждении форм бланков строгой отчет­ности.

До утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Постановлением № 171 (но не позднее 1 января 2007 г.) организации и индивидуальные пред­приниматели могут применять формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее устано­вленными требованиями (п. 2 Постановления № 171).

Если в отношении каких-либо видов услуг населению бланки строгой отчетности не утверждались, организа­ции и индивидуальные предприниматели, оказываю­щие такие услуги, должны использовать при расчетах с населением контрольно-кассовую технику (п. 24 Поло­жения). Соответственно утвержденные Минфином формы бланков могут применяться только при оказа­нии тех видов услуг, в отношении которых они были ут­верждены.

Обратите внимание!

Бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом. Только в этом случае их мож­но считать соответствующими требованиям, установ­ленным п. 7 Постановления № 171 (Письмо Минфина России от 27.09.2005 № 03-01-20/5-193).

Рассмотрим порядок применения бланков строгой отчетности для оформления отдельных видов платных услуг.

Услуги маршрутных такси

Давний спор между налогоплательщиками и налого­виками по поводу применения бланков строгой отчетно­сти при оказании услуг по перевозке пассажиров марш­рутными такси разрешился в пользу налогоплательщиков с выходом Постановления Президиума ВАС России от 11.10.2005 №8206/05.

Напомним суть проблемы.

До введения в действие Закона № 54-ФЗ организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров маршрут­ными такси, не имели возможности использовать бланки строгой отчетности. Такие организации были исключены из числа тех, кто мог осуществлять расчеты без примене­ния контрольно-кассовых машин при выдаче бланков строгой отчетности (см. перечень организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ, утвержденный Постановлением Совета Минист­ров — Правительства РФ от 30.07.93 № 745).

Закон № 54-ФЗ, определяя порядок применения бланков строгой отчетности, исключения для перевозчи­ков маршрутными такси не делает. Между тем Минфин России в Письме от 13.10.2004 № 07-05-24/22 высказался против применения ими бланков (контрольных билетов (рулонных), утвержденных Письмом Минфина России от 23.10.96 № 16-00-30-58. В обоснование своей позиции чиновники сослались на то, что такой вид деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров маршрут­ными такси, не упомянут в п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, оп­ределяющем виды деятельности, при которых организа­ции в силу специфики своей деятельности либо особен­ностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использова­нием платежных карт без применения контрольно-кас­совой техники.

По нашему мнению, такая аргументация Минфина не бесспорна. Пунктом 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ действи­тельно определены виды деятельности, при которых можно не применять ККТ. Но и выдавать бланки стро­гой отчетности при этих видах деятельности также не нужно.

Дело в том, что о возможности применения бланков строгой отчетности говорится не в п. 3, а в п. 2 ст. 2 Зако­на № 54-ФЗ. На этот факт обращено внимание в Постано­влении Президиума ВАС РФ от 11.10.2005 № 8206/05.

В Постановлении отмечается, что выдаваемые пасса­жирам проездные билеты являются бланками строгой от­четности и организация в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе использовать такие билеты при осущест­влении расчетов за проезд.

Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуще­ствляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техни­ки. При этом допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров исходя из положений Закона № 54-ФЗ не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.

Таким образом, расчеты с населением при оказании им платных услуг по перевозке маршрутными такси могут осуществляться с применением бланков строгой отчетно­сти (билетов).

Если отключили электричество

Закон № 54-ФЗ не предусматривает утверждение блан­ка строгой отчетности, предназначенного для использо­вания в случаях отключения электроэнергии. Таков ответ Минфина России (Письмо от 13.07.2005 № 03-01-20/3-129) на вопрос о возможности применения формы чека, утвержденного Письмом Минфина России от 12.03.99 № 16-00-24-32 в качестве бланка строгой отчетности, действую­щего в указанных случаях.

Однако обращаем внимание, что Письмо Минфина России от 12.03.99 № 16-00-24-32 по настоящее время официально не отменено. А на основании п. 2 Постано­вления Правительства РФ № 171 все утвержденные ра­нее формы бланков строгой отчетности подлежат при­менению до принятия новых бланков, но не позднее 1 января 2007 г.

Поэтому есть все основания утверждать, что указанный чек может применяться при расчетах с покупателями в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации. Такого мнения при­держивается в настоящее время и ФНС России (Письмо ФНС России от 19.10.2005 № 06-9-08/30). Хотя раньше на­логовики применять эту квитанцию запрещали (Письмо ФНС России от 19.04.2005 № 22-3-11/611®).

Билет на дискотеку

Может ли организация, осуществляющая зрелищно-развлекательную деятельность, в частности организую­щая дискотеки, применять при оказании таких платных услуг бланки строгой отчетности? Минфин России в Письме от 20.10.2005 № 03-01-20/5-201 отвечает на этот вопрос отрицательно. В Письме отмечается, что для ор­ганизации и проведения дискотек бланк строгой отчет­ности не утверждался, поэтому при оказании таких

платных услуг следует применять контрольно-кассовую технику.

Минфин фактически признал непригодным для целей проведения дискотек бланк строгой отчетности «Билет» (код формы по ОКУД 0793001), утвержденный Приказом Минфина России от 25.02.2000 № 20н.

Оказание бытовых услуг

Перечень услуг населению, признаваемых бытовыми услугами, установлен Общероссийским классификато­ром услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163). Для таких услуг формы бланков строгой отчетности утверждены письма­ми Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 и от 11.04.97 № 16-00-27-15.

Порядок применения и заполнения форм бланков строгой отчетности по всем видам бытовых услуг в соот­ветствии с Общероссийским классификатором услуг на­селению (ОКУН) описан в Письме Госналогслужбы Рос­сии от 31.03.98 № ВК-6-16/210. В этом документе, в част­ности, приведена таблица соответствия бланков стро­гой отчетности конкретному виду услуг (с указанием ко­да ОКУН).

Так, например, при ока­зании услуг по ремонту обуви (код 011100) применяются бланки формы БО-2, БО-9 и БО-1К02), по ре­монту бытовых машин (код 013200) — формы БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02), по услугам прачечных (код ... 015400) —БО-12.

При приеме денег за оказанные услуги фотографии (код 018100) возможно использование бланков строгой отчетности формы БО-3, БО-9 и БО-11 (02) (см. также Письмо МНС России от 25.10.2004 №33-0-13/682).

Прокат легковых автомобилей

Услуги по прокату легковых автомобилей отнесены Об­щероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 к услугам в сфере бытового обслуживания населения (код 019408).

На основании этого ФНС России считает допустимым ис­пользовать для приема наличных денег от населения при оказании услуг по прокату легковых автомобилей формы бланков строгой отчетности БО-6, БО-3, БО-9 и БО-11(02), утвержденные Письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 (с учетом разъяснений, доведенных Письмом Госналогслужбы России от 31.03.98 № ВК-6-16/210).

Об этом сообщается в Письме ФНС России от 14.09.2005 №22-3-11/1765.

Техобслуживание и ремонт автотранспорта

Для оформления услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств применяется форма БО-14 «Наряд-заказ», утвержденная Письмом Минфина России от 11.04.97 № 16-00-27-15. Следует иметь в виду, что Минфин, не возражая против использования этой формы как бланка строй отчетности, требует между тем применения наряду с ней контрольно-кассовых машин (см. указанное Письмо Минфина).