Определение родословной товара по новым правилам ФТС («Новая бухгалтерия», № 08, 2008 г.)

| статьи | печать

В ходе проводимой административной реформы в России таможенные органы все больше "обрастают" правилами поведения, которые, с одной стороны, загоняют таможенное ведомство в строгие рамки, с другой - радуют бизнес, у которого появляется определенный ориентир, гарантирующий получение необходимых решений таможенников для успешного ведения международного бизнеса. На этот раз в рамки Административного регламента попало полномочие таможенников по определению страны происхождения товара. Новый документ привнес важные изменения в привычную процедуру оформления товара. О них и пойдет речь далее.

Приказом ФТС России от 23.07.2008 N 906 утвержден Административный регламент ФТС по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (далее - Регламент). Регламент прошел регистрацию в Минюсте 07.08.2008 N 12089 и вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Прежде чем начать перечислять революционные изменения жизни участников таможенной сферы, а их несколько, обратим внимание на отсутствие новизны самой идеи появившегося Регламента. Документ новый, а именуемая Регламентом госуслуга по принятию предварительного решения по определению страны происхождения товара (далее - предварительное решение) предоставлялась таможенным ведомством и ранее. Регламент фактически заменяет собой Приказ ГТК России от 22.08.2003 N 920, которым утверждено Положение о порядке принятия предварительных решений, в том числе и о стране происхождения товара (далее - Положение). До него действовал подобный Приказ ГТК России от 21.12.2001 N 1220.

На что влияет определение страны происхождения товара

Принятие предварительного решения способствует упрощению внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и создает благоприятные условия как для ее участников, так и для таможенных органов. Предварительное решение таможенного органа позволяет участникам ВЭД заранее выяснить позицию регулятора таможенного дела по вопросу страны происхождения товара. При этом предварительное решение может быть получено до ввоза товаров на таможенную территорию и представления для таможенного оформления, что позволяет участникам ВЭД заранее спланировать свою деятельность. Кроме того, наличие предварительного решения упрощает и ускоряет проведение таможенного оформления и таможенного контроля, поскольку должностное лицо таможенного органа может ограничиться простым сопоставлением сведений, содержащихся в предварительном решении, являющимся для него обязательным, с представленным для таможенного оформления товаром. Помимо перечисленного определение страны происхождения товара влияет на возможность применения участником ВЭД схем преференций. Согласно п. 2 ст. 29 ТК РФ определение страны происхождения товаров осуществляется в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики. Другими словами, ставка ввозных таможенных пошлин, уплачиваемая участниками ВЭД, может быть увеличена или уменьшена вплоть до освобождения от ее уплаты в зависимости от страны, в которой товар родился.

К сведению. Ставки ввозных таможенных пошлин с 1 января 2007 г. определяются в соответствии с Таможенным тарифом РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718.

Согласно нормам Приказа ГТК России от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" ставка пошлины может составлять 75% установленной Таможенным тарифом РФ, если ввозимый товар происходит из развивающейся страны, а если товар ввозится из наименее развитых стран, то ставки пошлин не применяются. Не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении ввозимых в РФ товаров, происходящих с территорий Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. На размер ставки влияет также наличие или отсутствие торгово-политических отношений России со страной, откуда происходит товар.

К сведению. Перечни стран, влияющих на размеры ставок таможенных пошлин, содержатся в Приказе N 1539.

Таким образом, новый Регламент затронет интересы практически всех участников ВЭД, учитывая длинный список стран, сотрудничество с которыми благотворно влияет на доходную составляющую их бизнеса.

Общие правила определения страны

В соответствии со ст. 30 ТК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (все условия, которым должен отвечать товар, приведены в ст. 31 ТК РФ) или подвергнуты достаточной переработке (все условия - в ст. 32 ТК РФ) в соответствии с критериями и условиями, установленными ТК РФ.

К сведению. Под страной происхождения товаров может пониматься конкретная страна, группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Согласно п. 2 ст. 30 ТК РФ таможенные органы принимают предварительное решение об определении страны происхождения товаров по запросу декларанта или иного заинтересованного лица в соответствии с параграфом 3 гл. 6 ТК РФ.

Напомним, что таможенные органы принимают предварительное решение только по двум вопросам таможенного дела. К ним относятся (п. 1 ст. 41 ТК РФ):

- классификация товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- определение происхождения товаров из конкретной страны.

Форма и порядок принятия предварительного решения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сейчас им является ФТС России, которая утвердила Регламент, которым обновлено и частично изменено Положение.

Оценивая новый документ, можно говорить о появлении важных изменений, имеющих значительные последствия в процедуре принятия предварительного решения. Часть изменений разрешает вопросы, скопившиеся в практике таможенного дела, облегчая жизнь участников ВЭД.

Перераспределение полномочий

Наиболее важным изменением является изъятие полномочий по принятию предварительного решения у таможенных органов низшего уровня (в которые подаются документы для оформления таможенной декларации). Теперь предварительное решение, решение об отзыве и прекращении его действия принимаются только начальником Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России (далее - ГУ ФТС) или его заместителями. С даты вступления Регламента в силу только эти лица вправе подписывать принятые решения, касающиеся определения страны происхождения товара.

О судьбе ранее выданных решений можем предположить, что ФТС России даст разъяснение, когда появится акт об утрате юридической силы Положения. Скорее всего, уже выданные решения сохранят свою силу и обязательность до истечения срока их действия. Кстати, этот срок не изменился и составляет пять лет.

Для облегчения поиска информации об адресах (в том числе электронных в сети Интернет), телефонах, времени работы и графике приема в ГУ ФТС Регламент содержит отдельный раздел, посвященный этим моментам. По телефону или на сайте ГУ ФТС (www.customs.ru) можно будет получить информацию о ходе и результатах рассмотрения запроса, о требованиях к письменному запросу и заверению документов, предоставляемых вместе с запросом, а также об алгоритме действий лица, желающего получить предварительное решение таможенной службы о стране происхождения товара.

Сроки должны дисциплинировать

Следующим важным новшеством является введение предельных сроков каждого мероприятия при предоставлении ГУ ФТС госуслуги по принятию предварительного решения, а также момента, с которого начинается отсчет срока.

Весь процесс оказания услуги разделен Регламентом на девять административных процедур, в результате прохождения которых участник ВЭД получит предварительное решение.

Временные рамки были предусмотрены и ранее, но касались только некоторых этапов и всего процесса в целом. Срок, как и прежде, не должен превышать 90 дней. При этом установленный срок на практике фактически затягивался ввиду отсутствия определения момента, с которого следует начинать его отсчет. Фраза "90 дней со дня поступления запроса в таможенный орган" интерпретировалась таможенными служащими как момент регистрации запроса, который, в свою очередь, мог быть отложен сколь угодно долго, порождая коррупцию.

Регламент исправит существующую волокиту. В нем закреплено, что запрос регистрируется (ему присваивается входящий номер) в ГУ ФТС не позднее дня, следующего за днем получения, и одновременно передается на исполнение. День получения можно определить по штемпелю даты на конверте, если запрос направлен по почте, или по отметке о приеме запроса на его копии, если он передается лично заявителем.

Сохранилась легальная возможность увеличить 90-дневный срок на 30 дней (если у таможенного ведомства имеется потребность в дополнительной информации в случае недостаточности сведений, содержащихся в запросе). Реализовать свое право и запросить дополнительную информацию он вправе в течение 30 дней с момента регистрации запроса в ведомстве. При этом время, в течение которого заявителю предоставляется возможность представить дополнительную информацию, увеличено с 30 до 60 дней. Вместе с тем Регламент ввел однозначное условие. Запросить дополнительную информацию ГУ ФТС вправе, если отсутствуют необходимые сведения о стране происхождения товаров, позволяющие однозначно определить страну происхождения товара, или представленная заявителем информация противоречива и не позволяет однозначно определить страну происхождения товара.

Сокращен срок (с 30 до 15 дней), в течение которого ГУ ФТС обязано выдать заявителю по его запросу дубликат утерянного, но еще действующего предварительного решения. Сведения о регистрационном номере предварительного решения, дате его принятия Регламентом переведены в разряд необязательных. О них в запросе можно не упоминать, и это не станет основанием к отклонению запроса, как это предусматривалось в Положении.

Заблаговременное продление предварительного решения

Наконец-то нашла свое разрешение старая проблема продления действия предварительного решения. Дело в том, что Положение не предусматривало такую процедуру. Таможенное ведомство, получив запрос в отношении товара, на который уже было принято предварительное решение, действующее на момент запроса, отказывало в его рассмотрении. Тем самым участники ВЭД лишались непрерывности процесса своей деятельности, выпадая из него как минимум на 90 дней (срок принятия решения).

Для обеспечения непрерывности действия предварительного решения, пятилетний срок действия которого в отношении конкретного товара истекает, ГУ ФТС согласно положениям Регламента принимает к рассмотрению запрос о принятии предварительного решения в отношении этого же товара. При этом запрос о продлении может быть подан не ранее, чем за 90 дней до истечения срока действия ранее выданного, но не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия предварительного решения.

Снят запрет на изменение решения

Регламент позволяет вносить изменения в принятое предварительное решение. Положение содержало прямой запрет на такое мероприятие, в результате чего при получении участником ВЭД дополнительных документов, указывающих на иную страну происхождения товара, нельзя было (при сохранении всех иных заявленных ранее сведений) внести изменение в уже принятое решение.

Что еще нового?

Впервые появилась норма, закрепляющая бесплатность предоставления услуги по принятию предварительного решения. Положение умалчивало о безвозмездности госуслуги, а предыдущее Положение 2001 г. предусматривало платность (500 руб.).

Регламентом утверждена форма запроса, которая придет на смену утвержденной Приказом N 920. Сама форма не претерпела значительных изменений. Запрос от юридического лица должен быть удостоверен печатью организации. В Положении такого условия не было, но таможенники отказывали в рассмотрении запроса при отсутствии печати. Теперь это несоответствие устранено. Пополнились сведения, которые должны быть включены в запрос, в частности, информацией о характеристиках товара: назначении, сорте, марке, модели, артикуле, материале, из которого изготовлен товар, о выполняемых товаром функциях, а также описанием индивидуальной и транспортной упаковок.

Запрос, поступающий от физического лица, должен содержать указание на документ, удостоверяющий личность, которым может быть не только паспорт, но и иной документ. Также не обязательным реквизитом для физических лиц стал ИНН.

Регламент, в отличие от Положения, содержит два раздела: о порядке и формах контроля за предоставлением госуслуги и о порядке обжалования решений, действий (бездействия), осуществляемых в ходе предоставления госуслуги. При этом нельзя сказать, что они принесли что-то новое. Например, гл. 7 ТК РФ, посвященная порядку обжалования, практически без изменений продублирована в Регламенте за редким исключением.

Удобными для использования станут блок-схемы (Приложения к Регламенту), с помощью которых можно наглядно увидеть последовательность действий как самого заявителя, так ГУ ФТС при принятии предварительного решения, а также при выдаче его дубликата.

* * *

Проанализировав нововведения Регламента в сопоставлении с действующим Положением, можем констатировать, что новый Регламент решает скопившиеся не разрешенные ранее проблемы участников ВЭД, облегчая их жизнь, направлен на искоренение коррупции и чиновничьей волокиты при выполнении таможенным ведомством возложенных на него государственных функций.