1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 900

Строительство: членство вместо лицензии

Чуть запоздалый, но ожидаемый шаг сделан законодателем к замене лицензирования в строительной деятельности на членство в саморегулируемых организациях (далее - СРО). 25 июля 2008 г. вступил в силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ), предусматривающий создание СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Этот Закон ждали к 1 июля. С этой даты лицензирование в строительной сфере было отменено Федеральным законом от 19.07.2007 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" по вопросам лицензирования строительной деятельности". Теперь же законотворцы, осознав, что поторопились, продлили действующий порядок лицензирования строительной деятельности вплоть до 1 января 2010 г. (ст. 3 Закона N 148-ФЗ).

В течение месяца с даты вступления в силу Закона N 148-ФЗ Правительство РФ должно определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление порядка ведения государственного реестра СРО. Со значительной долей уверенности можно предположить, что им станет Госстрой России. До 26 октября 2008 г. следует ожидать от Правительства РФ установления минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Помыкалось-помыкалось наше государство в нескончаемой борьбе с недобросовестными застройщиками, да и надумало создать саморегулируемые организации, т.е. извести врага, что называется, изнутри.

Суть нововведения такова. Все участники строительства - инженерные, проектные и строительные фирмы (предприниматели) - объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО.

Содержанием деятельности СРО являются разработка и утверждение документов, содержащих требования к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемым, а также контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. Перечень таких документов установлен в ст. 55.5 ГрК РФ.

При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только те лица, которые непосредственно выполняют инженерные изыскания, осуществляют подготовку проектной документации и ведут строительство (п. 4 ст. 55.4 ГрК РФ).

Каждая СРО сама обязана вести реестр своих членов, причем не только в собственных архивах, но и в сети Интернет.

Для производства отдельных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, СРО выдает своим членам соответствующие свидетельства о допуске. Перечни видов работ, на которые требуются специальные допуски, должны быть утверждены федеральным уполномоченным органом до 26 октября 2008 г. (ст. 8 Закона N 148-ФЗ).

Иные виды инженерно-строительных работ, не поименованные в указанных списках, могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Свидетельство о допуске выдается бесплатно, без ограничения срока и территории его действия (п. 9 ст. 55.8 ГрК РФ).

Форма свидетельства о допуске утверждается органом надзора за СРО. До официального утверждения форма свидетельства устанавливается саморегулируемой организацией самостоятельно. После установления указанных форм замены ранее выданных саморегулируемой организацией документов не потребуется (п. 8 ст. 8 Закона N 148-ФЗ).

Сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске определяются со дня внесения в реестр членов саморегулируемой организации соответствующих сведений о выдаче свидетельства о допуске и сведений о прекращении их действия (п. 18 ст. 55.8 ГрК РФ).

Тем, кто допущен к работе, остается всего лишь неукоснительно соблюдать все установленные нормы и требования строительной деятельности, так как в случае их нарушения ощутимое наказание ожидает не только самого незадачливого строителя, но и саморегулируемую организацию, членом которой он состоит.

Создание СРО

Образование СРО - дело не простое. Статус СРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме партнерства. Помимо организационной формы нужно соответствовать целому ряду требований (ст. ст. 55.2, 55.4 ГрК РФ).

Для СРО в сфере инженерных изысканий или подготовки проектной документации требуются:

- объединение в ее составе в качестве членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

- наличие компенсационного фонда размером не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации (или не менее чем 150 тыс. руб. - в случае страхования членами СРО гражданской ответственности);

- наличие установленных законом документов (ст. 55.6 ГрК РФ).

Для СРО в сфере строительных работ данные показатели повышаются:

- количество членов СРО - не менее 100;

- размер компенсационного фонда - до 1 млн руб. (300 тыс. руб. соответственно).

До 1 января 2009 г. СРО могут создаваться только из лиц, имеющих строительные лицензии (п. 9 ст. 8 Закона N 148-ФЗ). До этой же даты законодателем установлено послабление: размер компенсационного фонда для инженерных и проектных СРО должен составлять не менее 150 тыс. руб., а для строительных СРО - не менее 300 тыс. руб.

Обратите внимание! При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо (п. 3 ст. 55.4 ГрК РФ).

Достойные среди равных

Достаточно серьезные требования предъявляются к кандидатам в члены СРО (ст. 55.6 ГрК РФ). Членом СРО может стать как юридическое лицо, в том числе иностранное, так и индивидуальный предприниматель, соответствующий требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ. Кандидат подает в выбранный им СРО пакет документов (заявление, документ о государственной регистрации, копии учредительных документов, документы, подтверждающие соответствие кандидата требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, копия выданного другой СРО того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, в случае если кандидат является членом другой СРО того же вида), который проверяется в течение двух месяцев. По результатам проверки принимается решение о приеме в члены СРО с выдачей свидетельства о допуске к определенному виду работ или об отказе. Отказать в приеме могут в строго перечисленных в ст. 55.6 ГрК РФ случаях.

Обеспечительный взнос и круговая порука

Давно стало очевидным, что почти единственный действенный способ (кроме самых радикальных) заставить отечественного бизнесмена от строительства уважать закон - угроза наказания рублем. В Законе N 148-ФЗ этот принцип воплощен в полной мере.

Во-первых, при вступлении в члены СРО строительная организация должна раскошелиться на весьма крупную сумму, которая станет своего рода гарантией ее добросовестного поведения, поскольку в случае прекращения организацией членства в СРО вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд ей возвращены не будут (ст. 55.7 ГрК РФ).

Во-вторых, за каждого из своих членов ручается сама СРО, которая несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, который наступил в результате недостатков работ (ст. ст. 55.16, 60 ГрК РФ). Эта ответственность ограничена размером средств компенсационного фонда (ст. 55.4 ГрК РФ). Для наступления субсидиарной ответственности СРО достаточно наличия у нарушителя на момент выполнения работ свидетельства о допуске к ним (ст. 60 ГрК РФ).

В-третьих, за каждого члена СРО ручаются все другие участники саморегулируемой организации! Ведь согласно п. 5 ст. 55.16 ГрК РФ, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником (пусть даже бывшим), не только сам виновник, но и все другие члены СРО в течение двух месяцев со дня выплаты должны внести взносы в компенсационный фонд до предусмотренного законом или уставом СРО размера.

И наконец, в-четвертых, солидарно субсидиарную ответственность за причинение вреда, вызванного недостатками работ, несут (ст. 60 ГрК РФ):

- Российская Федерация, субъект Российской Федерации или иная организация, проводившая экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий или проектной документации требованиям технических регламентов и имеется положительное экспертное заключение;

- Российская Федерация или субъект Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства и (или) строительных работ требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Все перечисленные субъекты и организации несут субсидиарную ответственность с причинителем вреда и в том случае, если у последнего имеется договор страхования гражданской ответственности (п. 4 ст. 60 ГрК РФ). Для этого нужны следующие обстоятельства:

1) для возмещения указанного вреда недостаточно средств, полученных по договору страхования ответственности;

2) сам причинитель вреда отказался удовлетворить требование о возмещении вреда либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование о возмещении вреда.

О пользе дисциплины

Учитывая изложенное, СРО вправе требовать от своих членов самого строго соблюдения внутренней дисциплины.

За несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО, правил саморегулирования к нарушителям применяются следующие меры дисциплинарного воздействия (ст. 55.15 ГрК РФ):

1) вынесение предписания об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки;

2) вынесение члену СРО предупреждения;

3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам;

5) исключение из членов СРО.

Как мера дисциплинарного воздействия исключение из членов СРО применяется в следующих случаях (п. 2 ст. 55.7 ГрК РФ):

1) несоблюдение членом СРО требований технических регламентов, повлекшее за собой причинение вреда;

2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократная неуплата (несвоевременная уплата) в течение одного года членских взносов;

4) невнесение взноса в компенсационный фонд СРО в установленный срок;

5) отсутствие у члена СРО свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

По общему правилу решение об исключении из членов СРО принимается общим собранием ее членов (п. 3 ст. 55.7 ГрК РФ). В случае отсутствия у члена СРО свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ решение об исключении вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления организации.

Контроль

Основным методом государственного контроля за деятельностью СРО является проверка (п. 2 ст. 54 ГрК РФ).

Статьей 55.19 ГрК РФ предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится один раз в два года в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за СРО (п. 2 ст. 55.19 ГрК РФ). В случае выявления нарушений надзорный орган направляет в саморегулируемую организацию акт о выявленных нарушениях и предписание об их устранении в разумные сроки (п. 5 ст. 55.19 ГрК РФ).

Внеплановая проверка может проводиться в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок (п. 3 ст. 55.19 ГрК РФ). Основаниями для ее проведения также могут являться заявления частных лиц, правоохранительных органов, федеральных (региональных) органов государственной власти и местного самоуправления.

В случае неисполнения СРО установленных законом требований надзорный орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности этой организации и об исключении сведений о ней из госреестра (п. 7 ст. 55.19 ГрК РФ).

Защита интересов СРО и представительство в госорганах

Закон предусмотрел механизм, направленный на реализацию соблюдения общественных интересов СРО соответствующего вида, обеспечения их представительства и защиты их интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В указанных целях должны быть созданы национальные объединения саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Такие объединения согласно п. 10 ст. 8 Закона N 148-ФЗ должны быть созданы до 1 июля 2010 г. в форме общероссийских негосударственных некоммерческих организаций, объединяющих СРО на основе обязательного членства.

Вопрос образования национальных объединений СРО включен в компетенцию Всероссийского съезда саморегулируемых организаций соответствующих видов, представляющего собой высший орган национальных объединений СРО соответствующего вида. При этом эти объединения не вправе вмешиваться в деятельность СРО или иным образом ограничивать их деятельность, а могут только принимать решения по строго определенным Законом N 148-ФЗ вопросам (ст. 55.21 ГрК РФ), имеющим больше организационный характер.

Основными функциями национальных объединений СРО являются:

- обсуждение вопросов государственной политики в области, соответственно, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- представление интересов СРО соответствующих видов в органах государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;

- формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области, соответственно, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

- защита интересов СРО соответствующих видов;

- рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб СРО соответствующих видов.

Административная ответственность

Для усиления государственных гарантий безопасности строительных работ в Кодекс РФ об административных нарушениях (КоАП РФ) вводится новая ст. 9.5.1 "Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ" (ст. 4 Закона N 148-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ выполнение строительных работ без соответствующего свидетельства о допуске влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Несоблюдение строительной организацией или предпринимателем при выполнении работ минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам влечет наложение административного штрафа в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ). Если данное нарушение допущено повторно в течение одного года, то размер штрафа увеличивается и составляет от 40 тыс. до 50 тыс. руб. либо строительная деятельность организации (предпринимателя) приостанавливается на срок до 90 суток (п. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ).

Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях уполномочен орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (ст. 23.69 КоАП РФ).