Последствия нарушений условий лицензий при автоперевозках

| статьи | печать

Деятельность автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, сопряжена с необходимостью выполнять лицензионные условия, несоблюдение которых влечет для них немалые финансовые потери. Организациям достаточно учитывать те условия, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и предпринимать профилактические меры во избежание появления различных проблем. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми случаями, уже ставшими предметом судебных споров.

Несколько слов об ответственности

Статья 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в частности ее ч. 3 и 4, устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Причем законодатель подразделяет нарушения на грубые и все остальные. За последние налагается административный штраф: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; на юридические лица - от 30 000 до 40 000 руб.

За грубые нарушения ответственность повышенная: наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; на юридические лица - от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разграничить нарушения по признаку тяжести согласно Примечанию к ст. 14.1 КоАП РФ поможет Постановление Правительства РФ, изданное в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В сфере автотранспортных перевозок таким документом является Постановление Правительства от 30.10.2006 N 637, которым утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании перевозок).

Круг субъектов, привлекаемых к ответственности

При выявлении нарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, штраф налагается и на непосредственного нарушителя (водителя и иное должностное лицо, ответственное за нарушение), и на само юридическое лицо, работником которого является нарушитель.

При определении круга субъектов следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные им в Постановлении от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Так, в п. 14 Постановления указано, что в качестве субъектов административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл. 14 КоАП РФ, в состав которой входит ст. 14.1, определены граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Под должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ, исходя из положений, закрепленных в Примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, понимаются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя, не могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.

Лицензионные требования автотранспортных организаций...
Какие они?

Для уяснения нарушений, за которые автотранспортное предприятие может быть привлечено к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ, обратимся к ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).

Согласно этой статье под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Напомним: перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, содержится в ст. 17 Закона о лицензировании.

Относительно автотранспортных организаций отметим: что лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании).

Иных видов деятельности, подлежащих лицензированию и сопряженных с автотранспортом, Закон о лицензировании не устанавливает. Не отнесена к лицензируемым видам деятельности перевозка грузов. Напомним, до июля 2003 г. этот вид деятельности подлежал лицензированию и был исключен из перечня лицензируемых видов Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ.

Лицензионные условия деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом установлены в упомянутом ранее Положении о лицензировании перевозок.

Нарушения при перевозке пассажиров

Осуществление автоперевозок пассажиров может повлечь привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, если нарушены следующие лицензионные требования и условия, обязательные к выполнению:

- наличие у лица, получившего лицензию, на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

- соблюдение лицом, получившим лицензию, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

- соблюдение лицом, получившим лицензию, установленных ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

- наличие у лица, получившего лицензию, в штате должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

- соответствие должностных лиц и специалистов лица, получившего лицензию, квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Минтранспорта России;

- наличие у лица, получившего лицензию, водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

- наличие у лица, получившего лицензию, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (ПДД);

- наличие у лица, получившего лицензию, в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. К грубым нарушениям лицензионных требований и условий, при наступлении которых ответственность наступает с учетом ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, являются:

- нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее пяти человек;

- использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсовый технический осмотр.

Глубоким заблуждением будет вывод, что перечисленные условия представляют собой закрытый перечень. На самом деле этот список намного больше, так как каждый составляющий пункт перечня может включать в себя еще десяток условий.

Например, такое условие, как соблюдение установленных в ст. 20 Закона N 196-ФЗ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, включает следующие условия, за нарушение которых также наступает административная ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ:

- отсутствие организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- несоблюдение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей;

- отсутствие условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- неустранение причин ДТП и нарушений ПДД с участием принадлежащих им транспортных средств;

- непроведение предрейсовых медицинских осмотров водителей с привлечением работников органов здравоохранения, непроведение мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

- необеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и допуск транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

- необеспечение исполнения установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Следующим примером, увеличивающим список лицензионных условий, является требование соблюдения лицом, получившим лицензию, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Напомним: обязанность организовывать и проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей предусмотрена ст. 23 Закона N 196-ФЗ. В ней установлено требование о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения, которое заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Указанные медицинские осмотры водителей предусмотрены п. 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27, и п. 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.03.1994 N 15.

Судебная практика

Арбитражная практика по вопросам привлечения к ответственности за нарушение лицензионных условий богата. Приведем несколько примеров, расширяющих представленный выше список, с указанием мотивировки судебного решения, в результате ознакомления с которым будет понятна позиция судов.

1. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.01.2008 N А31-3482/2006-15).

Управление государственного автодорожного надзора (УГАН) привлекло индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за неполное заполнение путевой документации и выпуск в рейс автомобиля, не прошедшего технический осмотр. В путевом листе не были проставлены его номер, время выезда, показания спидометра, неправильно указано число, отсутствует подпись, подтверждающая техническую исправность автотранспортного средства.

Суд подтвердил, что неполное заполнение путевой документации и выпуск в рейс автомобиля, не прошедшего технический осмотр, являются нарушениями лицензионных условий при осуществлении перевозок пассажиров и основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд согласился с УГАН, отказав предпринимателю в жалобе на решение УГАН, мотивировав свое решение тем, что основанием привлечения к ответственности послужили установленные предыдущими инстанциями нарушения.

В кассационной инстанции предпринимателем был предъявлен трудовой договор, подтверждающий факт неправомерного привлечения предпринимателя к ответственности, выступающего в рассматриваемой ситуации в качестве работника, привлеченного работодателем-организацией. Указанное доказательство не было предъявлено в судах предыдущих инстанций.

Суд не принял во внимание новый довод предпринимателя и в иске отказал исходя из того, что согласно ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права доказательствам, имеющимся в деле.

ВАС РФ Определением от 27.04.2007 N 4896/07 отказал в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

2. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2007 N А82-9610/2006-18.

Индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом. По результатам проверки соблюдения предпринимателем требований Закона о лицензировании выявлены следующие факты нарушения лицензионных требований:

- нарушение порядка ведения и заполнения путевой документации;

- нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителя (для медицинского осмотра было привлечено лицо, не имеющее лицензии на право проведения такого вида медицинской деятельности);

- осуществление перевозки на автобусе ПАЗ-3205 без лицензионной карточки и без утвержденного и согласованного паспорта автобусного маршрута;

- отсутствие маршрутного расписания и графика движения, согласованного с администрацией субъекта, в котором осуществлялась перевозка пассажиров.

В отношении предпринимателя принято решение о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. В результате обжалования предпринимателем решения суд занял сторону Управления государственного автодорожного надзора, мотивировав свое решение наличием нарушений, за которые предприниматель правомерно привлечен к ответственности.

Согласно Приказу Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" предприниматели при использовании автотранспортных средств обязаны применять путевую документацию и заполнять ее в соответствии с предъявляемыми в данном Приказе требованиями. В нарушение названного Приказа в путевых листах разд. I "Работа водителя и автобуса" заполнен не полностью, графа "Заказчик" заполнена неверно, в графе "Выезд разрешен" отсутствует расшифровка подписи, разд. II "Результаты использования автобуса" не заполнен.

Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств относятся к видам медицинской деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании. Привлечение лиц, не обладающих лицензией на право проведения медицинских осмотров, для проведения таких осмотров является нарушением Закона о лицензировании.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402, на каждое транспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории России определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, и обязательны для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами (п. 1.2). Согласно п. 5.2.1 названного Положения владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Таким образом, предприниматель правомерно привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Список требований и условий, несоблюдение которых может повлечь привлечение к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ, можно продлевать довольно долго. Остановимся на наиболее часто встречающихся нарушениях установленных требований:

- не организована стажировка водителей;

- не соблюден режим труда и отдыха водителей;

- не соблюден порядок заполнения путевых листов;

- перевозка осуществляется на автотранспорте без лицензионной карточки;

- перевозки пассажиров по регулярному маршруту ведутся без согласованного с администрацией муниципального образования графика движения;

- не обеспечен контроль за выполнением должностными лицами и работниками организации возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

- отсутствует план мероприятий, направленных на реализацию требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

- отсутствует ежедневный контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки;

- отсутствует контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, графиков и маршрутов движения;

- нарушен режим труда и отдыха водителей автобусов;

- отсутствует контроль за наличием у водителей водительских удостоверений;

- отсутствует в организации инструкция предприятия-изготовителя, в соответствии с которой должны проводиться работы по техническому обслуживанию транспортного средства с установленной периодичностью;

- не обозначены в автобусе аварийные выходы, отсутствуют таблички по правилам их использования, имеются трещины на ветровом стекле автобуса в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенного со стороны водителя, отсутствуют при выполнении рейса в тахографе, установленном в автобусе, регистрационные листки;

- не организовано систематичное обследование и изучение пассажиропотоков и т.д.

При этом следует не забывать о возможностях избежать административной ответственности.

Избежать ответственности можно

Следует знать об условиях, при которых можно избежать ответственности. Их несколько.

Например, пропуск срока давности привлечения к административной ответственности.

Напомним, что в соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок для привлечения к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Причем пропущенный срок восстановлению не подлежит (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). В случае пропуска сроков привлечения к ответственности суд вправе принять только решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Например, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2008 N А43-11994/2007-38-372 в привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований отказано в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановлением ФАС Московского округа от 21.05.2008 N КА-А40/4154-08 по делу N А40-3004/08-12-21 в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), отказано, так как на момент рассмотрения кассационной жалобы срок, в течение которого может быть вынесено решение о привлечении к административной ответственности, истек.

Следующий момент - это нарушение прав лиц в ходе оформления административного правонарушения.

Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, представляют собой ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе об административном правонарушении отражается в том числе объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (ч. 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3). Указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, и они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (ч. 4).

Нарушение перечисленных гарантий может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Установленный законом порядок составления протокола является обязательным для органов и должностных лиц, возбуждающих дело об административном правонарушении.

Поэтому такие нарушения, как составление протокола в отсутствие привлекаемого к ответственности лица или его представителя, отсутствие в доверенности представителя полномочий по представлению интересов при составлении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, неизвещение привлекаемого лица или его представителя о времени и месте составления постановления, указывают на отсутствие правовой возможности для защиты прав и законных интересов. Постановление, составленное при подобных нарушениях, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.

Судебная практика насыщена примерами решений, вынесенных в пользу привлекаемых лиц. Например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2007 N А28-4354/2007-197/27 в привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказано в связи с нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

Интересным моментом является малозначительность совершенного административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, согласно ст. 2.9 КоАП РФ могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил ВАС РФ в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Она применяется ко всем составам административных правонарушений, предусмотренных в Особенной части КоАП РФ, с учетом оценки конкретных обстоятельств судом.

В практике окружных федеральных арбитражных судов есть примеры освобождения от административной ответственности по причине малозначительности совершенного правонарушения. Таковы, например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2004 N А78-31/04-С2-24/9А-Ф02-1657/04-С1; Волго-Вятского округа от 28.09.2007 N А79-4036/2007, от 28.09.2007 N А79-5088/2007, от 02.10.2007 N А79-1413/2007; Поволжского округа от 23.05.2006 N А06-6771У/3-14/05; Северо-Западного округа от 24.05.2006 N А26-8042/2005-22.