Открываем собственное дело: правовые вопросы организации бизнеса

| статьи | печать

Время идет, и часто с накопленным профессиональным опытом приходит решение начать свою независимую ни от кого деятельность и зарегистрировать собственную организацию. Причем очень часто будущие предприниматели приходят к этой мысли, не вполне представляя себе всю сложность процесса создания собственного дела. Ведь правильно сделанный выбор на этапе создания позволит во многом в дальнейшем нивелировать возникающие в процессе работы сложности.

Определяем статус

Для начала нужно для себя решить, как вы хотите заниматься бизнесом - в одиночку или вам нужен опыт, финансовая, профессиональная поддержка партнера?

Предположим, что надежного партнера рядом нет и вы готовы взять всю ответственность на себя. Теперь нужно определиться: каким образом вы хотите вести свой бизнес - создать организацию или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?

Какой бы вариант вы ни выбрали, у каждого найдутся свои плюсы и минусы. При любом варианте, чтобы начать свою собственную деятельность, необходимо пройти государственную регистрацию в порядке, определенном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).

К сведению! Напомним, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, утвердившему Положение о Федеральной налоговой службе, именно ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе государственную регистрацию юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрим сначала вариант, когда вы решили получить статус индивидуального предпринимателя.

Непосредственно порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен гл. VII.1 Закона о госрегистрации. Статьей 22.1 установлен перечень документов, необходимых для госрегистрации, и порядок ее проведения.

Напомним, что "цена вопроса" за получение статуса индивидуального предпринимателя - всего 400 руб. Именно столько составляет государственная пошлина за регистрацию (пп. 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Законодательство РФ не содержит требования по формированию индивидуальным предпринимателем уставного капитала. Это означает, что фактически можно начинать свою деятельность даже без минимальных "стартовых вложений". Но есть одно большое "но", о котором не нужно забывать, принимая решение стать индивидуальным предпринимателем. Речь идет о полной имущественной ответственности индивидуального предпринимателя по своим обязательствам (ст. 24 ГК РФ). Это тот фактор риска, на который нужно обратить внимание, особенно если есть то, что можно потерять. Ведь все предусмотреть невозможно и, если что-то пойдет не так, можно лишиться почти всего нажитого.

Есть существенный положительный момент: индивидуальный предприниматель может не думать о том, по какому адресу он может быть зарегистрирован. Здесь Закон о госрегистрации однозначен - государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона).

Законодательство не запрещает индивидуальным предпринимателям принимать на работу наемных работников. Никаких ограничений в этой части нет, поэтому можно создать весьма разветвленную систему. Однако создать аналог "полноценной" организации, несомненно, не удастся, так как только в отношении юридического лица закон допускает создание органов, через которые юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (ст. 53 ГК РФ).

Есть еще один нюанс. В момент принятия решения о создании собственного дела может показаться, что со всеми проблемами получится справиться самостоятельно, без привлечения в бизнес партнеров. Однако в процессе развития бизнеса ситуация может измениться. Фактически единственным возможным вариантом партнерских отношений будет договор простого товарищества. Но и тут не все так однозначно.

Согласно п. 2 ст. 1041 ГК РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Это означает, что ввести в бизнес в качестве партнеров физических лиц, не имеющих данного статуса, но имеющих возможность и желание осуществить инвестиции, нельзя.

В принципе ведение бизнеса в статусе индивидуального предпринимателя весьма удобно. Однако с учетом всех нюансов эта форма в большей степени подойдет для сегмента малого или среднего бизнеса и в первую очередь в том случае, если вы хотите единолично, без привлечения партнеров, решать все возникающие в процессе деятельности проблемы.

Другой вариант очевиден - зарегистрировать собственную организацию.

Порядок государственной регистрации определен Законом о госрегистрации, а плата за проведение регистрации в данном случае будет немножко повыше - 2000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Правда, если бы все было так просто. Ведь прежде чем начинать регистрацию и оплачивать госпошлину, нужно определиться с организационно-правовой формой будущей организации и подготовить соответствующие документы.

Про особенности тех или иных организационно-правовых форм юридических лиц написано немало статей и научных работ, дано множество советов, какую из них предпочесть.

Мы в своих рекомендациях не будем оригинальны и остановим свой выбор на обществе с ограниченной ответственностью. Поясним почему. Это наиболее оптимальная форма для малого и среднего бизнеса, и большинство организаций в данном сегменте именно такой формой и представлены. Объясняется это в первую очередь простотой создания, оперативностью и высоким уровнем управленческого контроля, возможностью относительно простого выхода из состава учредителей. Поэтому мы будем рассматривать порядок создания юридического лица в форме ООО.

Что же касается акционерных обществ, то данная форма юридического лица наиболее предпочтительна для крупных организаций или для тех учредителей, которые готовы активно привлекать в собственный бизнес сторонних инвесторов. Кроме того, эмиссия акций, ведение реестров акционеров скорее усложнят, а не облегчат жизнь. Эти вопросы также играют не последнюю роль при выборе организационно-правовой формы юридического лица.

Готовим учредительные документы

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) предписывает обществу обязательное наличие двух учредительных документов: устава и учредительного договора (ст. 12).

Учредительный договор регулирует вопросы создания ООО: состав учредителей, размер уставного капитала, порядок и сроки его внесения, размер долей учредителей (участников) общества и т.д.

В качестве участников общества могут выступать как граждане, так и юридические лица (ст. 7 Закона об ООО). Однако в Законе об ООО содержится ряд ограничений по составу участников общества. Так, госорганы и органы местного самоуправления могут быть участниками общества, если это прямо не установлено Федеральным законом.

Закон об ООО не запрещает учреждать общество одним лицом. Поэтому если вы считаете для себя неприемлемым осуществлять коммерческую деятельность как индивидуальный предприниматель, но при этом не желаете на этапе создания привлекать партнеров, то можете самостоятельно создать и зарегистрировать ООО.

Буква закона. Следует помнить, что в качестве единственного участника общество не может иметь другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (абз. 3 п. 2 ст. 7 Закона об ООО).

Несколько слов по количественному ограничению состава участников. Их число не должно быть более пятидесяти. В противном случае ООО в течение года необходимо будет преобразовать в ОАО или в производственный кооператив.

В уставе общества фактически содержатся все основные сведения о процессе его функционирования: состав и компетенция органов общества, права и обязанности участников, порядок изменения состава участников, порядок перехода доли в уставном капитале к другому лицу, вопросы распределения прибыли и распоряжения имуществом общества и иные сведения.

Конечно, найти шаблоны уставов и учредительных договоров большого труда не составляет: ими изобилуют и Интернет, и все справочно-правовые системы. Однако не факт, что они полностью подойдут вашей организации. Скорее всего, их придется самостоятельно дорабатывать.

При подготовке учредительных документов нужно обратить внимание на следующие моменты.

Распределение прибыли

Статьей 28 Закона об ООО определено, что общество вправе распределять прибыль ежеквартально, раз в полгода или раз в год.

Однако уставом общества может быть определен иной порядок распределения прибыли. Допустим, вы хотите получать дивиденды ежемесячно, так как финансовый результат деятельности общества является вашим единственным доходом. Тогда это положение нужно обязательно закрепить в уставе общества.

Изменение состава участников общества

Как правило, стандартная формулировка в типовых уставах, предлагаемых в различных правовых базах, касающаяся новых участников общества, звучит следующим образом: "Принятие новых участников в состав общества осуществляется по решению общего собрания участников".

Если вы для себя однозначно определили, что новых участников в составе общества быть не должно, это необходимо отразить в уставе.

Нежелательные наследники

Отдельно следует оценить ситуацию с наследниками участников общества. Если вы не хотите, чтобы в будущем в качестве новых участников общества появились наследники или правопреемники (если речь идет о юридическом лице) участников, то их права можно ограничить, закрепив в уставе общества, что переход доли к ним и ее распределение допускаются только с согласия остальных участников общества (п. 7 ст. 21 Закона об ООО, п. 6 ст. 93 ГК РФ).

К сведению! Если наследникам (правопреемникам) участников общества будет отказано в переходе доли к ним (при закреплении данного положения в уставе общества), то доля перейдет к обществу, а общество должно будет выплатить им действительную стоимость доли (п. 5 ст. 23 Закона об ООО).

Формируем уставный капитал

Уставный капитал - это вклады участников общества. Его размер должен быть не менее стократной величины "расчетного" МРОТ, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества (ст. 14 Закона об ООО). Для людей, планирующих собственный бизнес, сумма получается смешная - всего 10 000 руб. При этом сразу при создании ООО необходимо оплатить 50%, а вторую половину - в течение первого года. Освободить учредителя от обязанности оплатить уставный капитал нельзя (ст. 16 Закона об ООО).

Напомним, что вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Однако уставом общества могут быть определены и виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный капитал общества.

При этом если в качестве вклада передаются неденежные вклады, то необходима их денежная оценка, которая утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно (ст. 15 Закона об ООО).

Интересна судебная практика в этой части. Суды исходят из того, что даже если имущество не было оценено в денежной форме, но фактически было передано обществу, то этого факта достаточно, чтобы считать обязательство участника ООО по оплате вклада исполненным (Постановления ФАС Центрального округа от 12.12.2006 по делу N А35-9180/05-С11; Поволжского округа от 28.11.2006 по делу N А65-1908/2006-СГ3-12).

При формировании уставного капитала обратите внимание на следующее. Если вы планируете участвовать в государственных заказах, тендерах, заключать крупные контракты с поставщиками, то желательно, чтобы размер вашего уставного капитала был значительно выше минимально установленного и у вас была возможность подтвердить его реальность для контрагентов. Да и у налоговиков в этом случае будет меньше вопросов о том, как долго собирается функционировать ваша организация. Ведь тема фирм-однодневок до сих пор весьма актуальна.

Увеличить уставный капитал можно и позже, но тогда нужно будет вносить изменения в учредительные документы, которые опять придется регистрировать. Кстати, сделать это возможно только после полной оплаты уставного капитала (ст. 17 Закона об ООО).

Как вы фирму назовете...

Все юридические лица согласно положениям гражданского законодательства должны иметь такой индивидуализирующий признак, как фирменное наименование, в котором должна быть указана его организационно-правовая форма (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Наименование юридического лица обязательно отражается в учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В свою очередь, любая коммерческая организация (в рассматриваемом нами случае - ООО) должна иметь фирменное наименование.

С 1 января 2008 г. права на фирменное наименование определяются в соответствии с частью четвертой ГК РФ, а именно согласно положениям, определенным в параграфе 1 гл. 76 ГК РФ.

Фирменное наименование состоит из двух частей (п. 2 ст. 1473 ГК РФ):

- указание на организационно-правовую форму;

- собственно наименование юридического лица.

Причем наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Например, ООО "Образовательные услуги" вряд ли будет возможно зарегистрировать.

При этом обе части в единстве и составляют фирменное наименование коммерческой организации и так и должны рассматриваться. Поэтому вполне возможно одновременное существование зарегистрированных в установленном порядке ЗАО "Контент" и ООО "Контент". Считается, что это два разных фирменных наименования.

Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Так, по мнению суда, недопустимо толкование понятия "фирменное наименование" применительно к коммерческой организации, поскольку оно содержит лишь произвольную (оригинальную) часть и не включает обязательную (указание на организационно-правовую форму) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2001 N А28-2411/01-58/19).

Закон обязывает юридическое лицо иметь только полное фирменное наименование. Иметь или нет при этом сокращенное наименование - этот выбор закон оставляет за организацией (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Решая, как назвать свою организацию, не забывайте об ограничениях, установленных п. 4 ст. 1473 ГК РФ, касающихся того, что не может быть включено в фирменное наименование юридического лица.

Так, в частности, юридические лица не могут включать в фирменное наименование полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований.

Исключение из этого правила законодатель сделал только для унитарных предприятий, а также для акционерных обществ при соблюдении следующих условий: наличие согласия Правительства РФ, принадлежность более 75% акций общества Российской Федерации.

Выбираем место нахождения фирмы

С индивидуальным предпринимателем мы уже определились, тут все просто: где зарегистрирован, там и будет стоять на учете. Теперь поговорим о месте нахождения юридического лица и о "вечной" проблеме соотношения юридических и фактических адресов.

Понятия "юридический адрес" и "фактический адрес" в российском законодательстве не предусмотрены. Ведь в ГК РФ речь идет о месте нахождения юридического лица, которое в соответствии со ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации.

Напомним, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Не будем касаться постоянно звучащей темы "адресов массовой регистрации".

Будем считать, что место нахождения вашей организации - это не фикция на бумаге, а реально существующее помещение, где находится исполнительный орган. Только этого помещения вашей организации мало, и поэтому вы решили арендовать еще помещение и организовать там рабочие места, но при этом не собираетесь открывать филиал или представительство.

Помните, что для налоговых органов ваши действия означают, что вы создали обособленное подразделение организации.

К сведению! Напомним, что согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Признание его таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Это означает, что вам необходимо встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, подав заявление о постановке на учет в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ). При этом внесения изменений в учредительные документы не требуется (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Обратите внимание! Если обособленное подразделение создано в том же городе, что и головная организация, а налоговый контроль и надзор за указанным подразделением будет осуществляться той же инспекцией, что и в отношении головной организации, повторно вставать на учет в данную инспекцию не нужно (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Готовим документы на регистрацию

Решение принято - создаем организацию! Таких, кто бы собирался заниматься бизнесом и не знал, какие документы нужно представить для регистрации организации, наверное, уже не осталось. Однако не лишним будет повторить, какие документы нужно взять с собой в налоговый орган, чтобы он зарегистрировал новую организацию.

Законодатель весьма однозначно определил закрытый перечень документов, которые необходимо представить для регистрации создаваемого юридического лица (ст. 12 Закона о госрегистрации), а именно:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица. Заявление при создании организации представляется по форме N Р11001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если речь идет об ООО с несколькими учредителями, то в качестве подобного документа представляется, как правило, протокол общего собрания учредителей;

- учредительные документы юридического лица;

- документ об уплате государственной пошлины.

Если учредителем создаваемого общества является иностранное юридическое лицо, то необходимо представить также выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса.

Статьей 9 Закона о госрегистрации установлен порядок представления документов на регистрацию. Так, есть два возможных случая:

- документы представляются в регистрирующий орган непосредственно;

- документы направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

Этой же статьей Закона о госрегистрации определен круг лиц, которые могут являться заявителями. Ими могут быть следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.

Поэтому если налоговики будут требовать у вас, например, документ, подтверждающий внесение суммы уставного капитала на накопительный счет, то представлять подобный документ вы не обязаны, а отказать в госрегистрации по этому основанию они не имеют права.

Закон о госрегистрации содержит закрытый перечень следующих оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23):

- непредставление определенных Законом о госрегистрации документов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

- нахождение юридического лица в процессе ликвидации.

Запомните: иных оснований для отказа нет!

Выбор системы налогообложения

Немаловажным по уровню ответственности является выбор системы налогообложения будущей организации.

Исключим из этого круга лиц, которые согласно законодательству РФ обязаны применять систему налогообложения в виде ЕНВД, и остановимся в своих рассуждениях на колеблющихся между общей системой и "упрощенкой".

Если вы планируете ведение крупного бизнеса с высоким уровнем доходности, если ваши предполагаемые партнеры будут настаивать на выставлении вами счетов-фактур, чтобы принять "входной" НДС к вычету, то выбор очевиден - общая система налогообложения.

Если планируется некрупный бизнес, то, наверное, лучше всего остановиться на упрощенной системе налогообложения. Преимущества очевидны.

Во-первых, вместо налога на прибыль, НДС (кроме таможенного и вытекающего из операции в рамках договора простого товарищества (доверительного управления)), ЕСН, налога на имущество организации вы будете платить единый налог (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Налоговая ставка будет составлять 6%, если вы выберете в качестве объекта налогообложения доходы, и 15%, если объектом будут доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. ст. 346.14, 346.20).

Буква закона. Напомним, что "упрощенцы" обязаны платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 346.11 НК РФ), а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 7, 12 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Кроме того, данные налогоплательщики не освобождены от обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Во-вторых, организации на "упрощенке" не ведут в полном объеме бухучет, а ведут только учет основных средств и нематериальных активов (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Правда, применение УСН имеет ряд ограничений (ст. 346.12 НК РФ). Так, в частности, не могут применять УСН: организации, имеющие филиалы и представительства; банки; бюджетные учреждения; иностранные организации и т.д.

Важным ограничением, препятствующим применению УСН, является превышение определенного лимита доходов.

Так, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысят 20 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ), проиндексированных на ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ), вы утратите право на применение УСН.

Напомним, на 2008 г. коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,34 (Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357), а значит, максимальная величина доходов, дающих право на применение УСН в 2008 г., не должна была составить более 26 800 тыс. руб.

Вновь созданные организации вправе начать применять "упрощенку" с даты постановки на учет в налоговом органе, подав для этого заявление в налоговую инспекцию в течение пяти дней с даты регистрации в качестве налогоплательщика по форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495. Напомним, что форма носит рекомендательный характер.

Отчитываемся в налоговой первый раз

Предположим, вы планируете зарегистрировать организацию в январе 2009 г. Значит, первый раз нужно будет сдавать отчетность за I квартал 2009 г. Допустим, вы остановили свой выбор на упрощенной системе налогообложения. Первый раз вы придете в налоговый орган с отчетностью в апреле 2009 г.

Авансовый платеж, исчисленный по итогам отчетного периода, вы должны уплатить не позднее 25 календарных дней со дня окончания этого отчетного периода (п. 7 ст. 346.21, абз. 3 п. 1 ст. 346.23 НК РФ). То есть срок подачи декларации - до 25 апреля 2009 г. включительно. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н.

При этом если деятельность в течение I квартала не велась, нужно представить единую декларацию, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Для подачи единой декларации должны быть соблюдены следующие условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):

- не осуществлялись операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);

- не было по единому налогу объектов налогообложения (в вашем случае не было доходов).

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом, т.е. не позднее 20 апреля 2009 г.

Не забудьте! В I квартале 2009 г. вы должны будете отчитаться еще перед Пенсионным фондом России, а также перед ФСС РФ.

Кроме того, необходимо сдать в I квартале 2009 г. статистическую отчетность (п. 4 ст. 346.11 НК РФ) по форме "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ)", утвержденной Постановлением Росстата от 15.10.2007 N 78. Порядок заполнения данной формы утвержден Постановлением Росстата от 14.01.2008 N 3.

Буква закона. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение порядка представления статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.