Камеральная проверка: фантазии налоговиков не ограничены

| статьи | печать

Статья 88 НК РФ, установившая правила проведения налоговыми органами камеральных проверок, дала налоговым органам право истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, сведения и т. д., не уточнив пределы дозволенного.

Вот и требуют налоговики декларации по НДС у налогоплательщика журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры, книги покупок и книги продаж, платежные поручения, кассовые чеки и иные первичные документы.

Зачастую в своем требовании о представлении документов налоговые инспекторы не только не указывают конкретные реквизиты запрашиваемого документа (название, номер, дату), а просто пишут: «Все документы, связанные с исчислением налога».

Налогоплательщики решили поинтересоваться мнением Минфина РФ по сложившейся практике проведения камеральных проверок. Финансовое ведомство высказало его в Письме от 19.10.2005 № 03-04-11/269.

!По его мнению, требования налоговых органов о представлении при проведении камеральной проверки всех вышеперечисленных и других документов действующему законодательству о налогах и сборах не противоречат.

Не нашли финансисты в Налоговом кодексе и обязанности налогового органа указывать в требовании о представлении документов конкретные их реквизиты. Зато они нашли Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2005№ Ф04-1196/2005 (9282-А27-3), в котором сказано, что у налоговых органов нет возможности указать реквизиты документов, поскольку они не обладают и не могут обладать такой информацией.

Так что, по мнению Минфина РФ, количеству истребуемых у налогоплательщика в ходе камеральной проверки документов и сведений нет предела.

Справедливости ради следует сказать, есть и другие решения арбитражных судов.

!Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2004 № А66-9798-03 сказано, что, если при камеральной проверке налоговых деклараций и документов не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов не имеется.

Судьи также решили, что истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные.

Такая подмена приводит к несоблюдению гарантий, установленных Налоговым кодексом, связанных с процедурой проведения выездной проверки.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.06.2004 № Ф09-2227/04-АК вообще решил, что истребование необоснованно большого количества налоговых и бухгалтерских документов является со стороны налогового органа злоупотреблением своим правом, что в силу ст.17 Европейской конвенции по правам человека 1952 года не допускается, в связи с чем это право не подлежит судебной защите.

В общем, из Письма Минфина РФ ясно одно. Сложившаяся практика финансовое ведомство вполне устраивает, а решения арбитражных судов, которые ограничивают права налоговых органов по истребованию документов, рассматриваются фискальными органами как досадные недоразумения, которые не заслуживают их внимания.

Тем не менее в настоящее время Государственной Думой РФ готовятся поправки в ст. 88 НК РФ.