Индустрия гостеприимства — мощный рынок взаимосвязанных услуг

| статьи | печать

Интегрированный рынок таких видов туристических услуг, как экономические форумы и деловые конференции, развлечения и игорный бизнес, привлекает внимание разных правительств как возможность устойчивого развития национальных экономик в посткризисные годы.

Об этом говорили на расширенном заседании Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства, состоявшемся в Москве в конце марта под председательством руководителя объединения крупных работодателей Александра Шохина.

Китай и здесь стремится уйти в отрыв

Глобальный рынок конференций, развлечений и игорного бизнеса не пострадал от мирового экономического кризиса. Более того, в пик финансового коллапса в 2008 г. наблюдался рост объемов туристических услуг. Стагнация случилась только в 2009 г., а затем начался новый подъем. В 2011 г., по данным международных исследований, объем рынка превысил докризисный уровень почти на 60 млрд долл. По прогнозам мировых аналитических центров, к 2020 г. суммарный объем глобального рынка туриндустрии достигнет 1 трлн долл.

Немалая часть этого денежного потока, как стало нередко случаться в последние годы, может оказаться в Поднебесной. Правительство КНР объявило о создании 25 (!) интегрированных зон комплексного отдыха. На этом фоне намерение стран Евросоюза открыть в ближайшие годы три таких комплекса выглядит скромным пожеланием неамбициозного игрока. Тем временем и правительство Страны восходящего солнца, отличающейся консервативными устоями японских традиций, выдало три лицензии на создание интегрированных комплексов отдыха бизнесменов, членов их семей и просто азартных людей. Четыре лицензии на создание игорных зон выдало правительство Малайзии. В Южной Корее получила лицензию на открытие такой зоны компания «Цезарь групп».

Пример устойчивого бытия Макао, Сингапура, Лас-Вегаса в пору всемирного экономического спада, похоже, привлекает внимание правительств и деловых кругов, озабоченных поиском новых моделей развития экономики. Ведь в Макао, например, ежедневно прибывает 220 000 туристов со всего мира, и каждый оставляет за два-три дня пребывания здесь как минимум 3000 долл. На самом деле средняя сумма затрат туристов здесь намного больше.

Когда в континентальном Китае заработают 25 заявленных комплексов интегрированного отдыха, поток туристов с юга направится на север. Такая перспектива дает шанс российскому Дальнему Востоку привлечь часть туристов из Азии на российские просторы, убежден выступивший с докладом на заседании Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства ее председатель Сергей Веремеенко.

Из 14 ОЭЗ признаки жизни подают три

В беседе с корреспондентом «ЭЖ» после расширенного заседания комиссии С. Веремеенко особо отметил, что отрасль гостеприимства способна стать мощным рычагом устойчивого развития региональных экономик, не располагающих сырьевыми ресурсами. Надо лишь разумно и эффективно распорядиться имеющимися туристско-рекреационными ресурсами территорий.

Но реальность не отвечает надеждам специалиста, возглавляющего еще и Фонд содействия развитию российских регионов. Так, курирующее производственные, внедренческие, туристические особые экономические зоны Министерство экономического развития РФ закрыло ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Краснодарском крае и намерено повторить удавшийся опыт в Ставропольском крае и Калининградской области. Об этом сообщила глава ведомства Эльвира Набиуллина на совещании по туризму в Краснодаре, которое провел в начале марта Президент РФ Дмитрий Медведев.

Напомним, что в 2007 г. правительство страны утвердило семь туристско-рекреационных зон. Затем согласно Закону об ОЭЗ было принято решение еще по семи таким территориям. По признанию министра, только в трех из них ведется работа: в «Бирюзовой Катуни» и «Алтайской долине» на Алтае и в «Байкальской гавани» в Бурятии.

О том, как на самом деле выполняется работа, доложил главе государства президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын: «Мы сегодня ускоряем эти процессы, по нашему графику в 2013 г. первые отели уже примут первых туристов».

Получается, что за четыре года реализации федерального закона на берегу Байкала не появилось ни одной приличной гостиницы для туристов, поток которых за эти годы, по озвученному в Краснодаре докладу, возрос в три раза. За эти годы бурятские власти, по их признанию, «столкнулись с проблемой, что Байкал все-таки находится от нашего главного аэропорта „Байкал“ на расстоянии 150 километров». Неужели раньше сибирское озеро-море было ближе к столице республики Улан-Удэ?

Если и в других регионах туристско-рекреационные особые экономические зоны развиваются такими же темпами, то Россия еще долго будет пребывать на периферии глобального рынка туристических услуг.

Комиссия РСПП считает, что можно не допустить подобного поворота событий. Для этого наряду с ранее озвученными глобальными проектами по Сочи, Приморскому краю и Калининградской области («ЭЖ», 2012, № 09) надо немедленно приступать к созданию территорий глобального отдыха в Тверской области, между двумя российскими столицами, в Байкальском регионе и Забайкалье, на Волге — в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, а также в Алтайском крае и Республике Алтай.

Безземельный проект в российском анклаве

Власти Калининградской области пытаются противиться намерению Минэкономразвития России закрыть ОЭЗ в регионе. Однако решение федерального ведомства принято из-за того, что изначально неверно была выбрана территория для особой экономической зоны. Поэтому так и не решена проблема с выделением земельного участка. Сейчас свободных площадей нет, и повисает в воздухе задумка о создании мощного кластера интегрированного отдыха по программам лояльности крупнейших игроков мирового турбизнеса. А проект «Балтик мола» по превращению Калининградской области в российский центр Европы способен привлечь только на стадии строительства 12 млрд долл., создать не менее 20 000 новых рабочих мест, обеспечить постоянную занятость 100 000 жителей области и в конечном итоге превратить область из региона-реципиента в регион-донор.

Мировые компании с опытом работы в Лас-Вегасе, Эдмонтоне, Макао, Сингапуре готовы вложить средства в создание «Российского центра Европы», но сталкиваются с обстоятельствами непреодолимого характера. Парадокс, и только, сетует С. Веремеенко, «мы ищем инвесторов, а они не понимают наших подходов, нашу ментальность». Значит, надо принять меры на государственном уровне, считает председатель Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства, разработать национальную стратегию развития туризма, призванную создать конкурентоспособную национальную тур­индустрию, и незамедлительно приступить к ее реализации.

Индустрия гостеприимства — не только турист с рюкзаком или особо важная персона с банковскими карточками, это рынок услуг для людей дела, для корпоративного и семейного отдыха по самым высоким стандартам. Вип-персона и непритязательный любитель путешествий одинаково желанны для рынка туристических услуг. Конечно, они претендуют на разные уровни сервиса, но обоим требуются услуги по принятым в мире стандартам. Следовательно, считает выступивший на заседании комиссии РСПП председатель совета директоров компании Global Leisure Partners Марк Хармс, российской отрасли надо выбрать модель развития, способную быстро интегрироваться в существующий мировой рынок и сохранить свою неповторимость. Он выразил готовность помочь в привлечении инвесторов в российскую туриндустрию.

мнения

Александр Шохин, президент РСПП

Следует приветствовать системный подход комиссии к развитию внутреннего и въездного туризма в России. Комиссия по индустрии гостеприимства возобновила активную деятельность с глобальной постановки стратегических целей. Это, возможно, потребует внесения корректив в федеральную целевую программу по туризму на период до 2018 г. Например, надо внедрять модель интегрированного отдыха и вводить инструментарий для привлечения крупных инвесторов и операторов. Ведь туризм не только приезд людей, это еще и крупные инвестиции в сопутствующие отрасли, в том числе в образование.

Марк Хармс, председатель совета директоров компании Global Leisure Partners

Деятельность Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства — залог грядущего успеха отрасли в вашей стране. Если комиссия получит еще поддержку правительства, то можно будет говорить, что доля туриндустрии в России вырастет до 10% национального ВВП. А это уже начало перехода от сырьевой экономики к устойчивому развитию диверсифицированной экономики.

От имени Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) официально предлагаю властям России подать заявку на проведение мирового саммита WTTC в 2014 или в 2015 г.

Возможности рынка РФ и мировых операторов

Мировые регионы

Потенциал рынка РФ, %

Возможности операторов, млн туристов

Европа

30—35

20

Северная Америка

28—29

15

Азия и Средний Восток

19

15

Примечание. Потенциал из стран Северной Америки — по программам лояльности «Цезарь групп». Потенциал Азии и Среднего Востока — по программам лояльности «Мелко Краун групп».

Источник: РСПП