Пусть меня научат! («Ваш партнер-консультант», № 47, 2005 г.)

Дополнительное образование
| статьи | печать

Многие молодые люди, которые только начинают свой трудовой путь, и специалисты со стажем понимают сегодня, что для развития карьеры им не хватает каких-либо определенных знаний и навыков (чаще всего в области экономики, финансов и т. п.) или же им необходим соответствующий диплом в какой-либо области. Дополнительное образование, повышение квалификации, различные семинары, курсы, тренинги — обучение для взрослых — очень востребованы.

Результаты исследований компании Begin Group свидетельствуют о том, что максимальное число тех, кто активно интересуется программами второго высшего и дополнительного образования, находятся в возрасте 20—25 лет (41% респондентов). Значительно число и тех, кому 26—30 лет (22%). Около 14% составляют респонденты моложе 20 лет, 10% находятся в возрасте 31—35 лет и 13% —старше 35. Большинство участников опроса работают (54%), 27% учатся,10% учатся и работают одновременно, 9% временно не работают.

Популярность специальностей

Наиболее востребованными, согласно данным опроса 2005 года, являются программы в области бизнеса и экономики — их отметили 54% опрошенных. Причем их число возросло по сравнению с 2004 годом на 12%.

В изучении иностранных языков заинтересованы 24%, а технические науки собираются изучать 11% респондентов. Спрос на программы по юриспруденции практически не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 8%.Финансы — наиболее востребованная специальность. Обучаться по ней хотели бы 31% респондентов. Большой спрос и на программы по маркетингу, рекламе и PR (17% респондентов). 10% участников исследования планируют получить специальность психолога. Примерно одинаковый интерес был проявлен к таким специальностям, как информационные технологии, иностранные языки и управление персоналом (7%).

65% участников исследования (из числа ответивших на этот вопрос) выбирают специальность, руководствуясь только собственными интересами и способностями. 14% респондентов принимают во внимание как собственные интересы, так и ситуацию на рынке труда. И 12% опрошенных делают свой выбор, основываясь только на популярности некоторых профессий.

Значимые факторы

Наиболее значимыми факторами при выборе обучающей организации для респондентов являются наличие интересующих специальностей и качество образования. Второе место занимают перспективы трудоустройства, причем важность этого фактора заметно возросла по сравнению с 2004 годом. Далее в порядке убывания значимости следуют мнение руководства компании, где работают респонденты; стоимость обучения, громкое имя вуза, отзывы знакомых, удобное местоположение.

Практически половина опрошенных (48%) принимают решение относительно обучающей организации и программы обучения затри — шесть месяцев до начала занятий, 24% — за полтора года до начала обучения, 18% — за один два месяца, а 10% — ранее чем за год.

Вечерняя форма обучения является наиболее удобной для тех, кто получает дополнительное образование, ее предпочитают43% опрошенных. 15% хотели бы обучаться по заочной (модульной) программе. Некоторые однозначно утверждают, что не смогут учиться на очной (дневной) форме, но выбор между вечерней и заочной пока еще не сделали (13%). 22% пока не определились по этому вопросу.

Сумма, которую готовы потратить на обучение участники исследования, во многом зависит от области, в которой они планируют получать образование. Например, среди тех, кто намерен учиться бизнесу и экономике, около 35% заявили о готовности потратить от 1000 до3000 у. е. за курс. 30% готовы выделить на это от 3000 до 5000 у. е. От 5000 до 10 000 у. е. готовы потратить лишь 15% опрошенных.

Наибольшее число участников опроса (49%)предпочли бы равное соотношение «практиков» и«теоретиков» среди преподавателей. 41% предпочли бы преобладание «практиков», причем их число немного уменьшилось по сравнению с 46% в 2004 году за счет увеличения числа тех, кто предпочитает равное соотношение обеих категорий преподавателей.

Участников исследования привлекает послевузовское образование практической направленности. Этот вывод подтверждает анализ целей получения дополнительного образования. 64% опрошенных заявили, что целью получения дополнительного образования является повышение своей стоимости на рынке труда.

Практически все респонденты уверены, что дополнительное образование является условием успешной карьеры (97%).Так, Татьяна Школьникова, заместитель руководителя учебного центра Государственного НИИ развития налоговой системы ФНС России, отмечает, что, например, программы, разработанные в ИНСТИТУТЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, в полной мере обеспечивают слушателей необходимыми знаниями и навыками и позволяют выпускникам оказывать консультационные услуги по применению налогового законодательства.

Мастер делового администрирования

Сегодня в России растет и число желающих получить образование по программам MBA, растет и число бизнес-школ.

По информации Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, на сегодняшний день по программам MBA в России обучается около 5600 человек, а число выпускников со степенью «мастер бизнес-администрирования» составляет порядка3000 в год, что соответствует уровню Германии.

Но президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко считает, что России необходимо увеличить в два раза выпуск специалистов со степенью MBA. Притом, что количество вузов, дающих степень МВА, за три года возросло с 33 до 57, выпускают они в год менее пяти тысяч специалистов с такой степенью, причем 82% студентов MBA сосредоточено в Москве, 7% — в Петербурге. В России сохраняется критическая нехватка квалифицированных менеджеров.

Непрерывность в образовании, дополнительное обучение повышают квалификацию и стоимость специалиста на рынке труда и позволяют ему успешно развивать свою карьеру.