1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1121

Минфин смешал амортизацию с рекламой

К неожиданному выводу пришли специалисты финансового ведомства в письме от 26.03.2012 № 03-03-06/1/157. Оказывается, если нематериальный актив используется в рекламных целях, амортизационные отчисления по нему для целей налогообложения прибыли компания должна учитывать в рекламных расходах. Разберемся, насколько правомерна такая позиция.

Для наглядности приведем пример. Компания создала рекламный видеоролик и для целей налогообложения прибыли признала его нематериальным активом. Стоимость этого объекта будет переноситься на расходы через амортизационные отчисления.

Поскольку компания будет использовать ролик в рекламных целях, амортизацию по нему, с точки зрения Минфина России, при расчете налога на прибыль нужно учитывать по правилам, предусмотренным для рекламных расходов. Напомним, что они содержатся в п. 4 ст. 264 НК РФ.

Чем грозит компаниям такая позиция финансового ведомства? Тем, что в ряде случаев придется нормировать амортизационные отчисления. Ведь в п. 4 ст. 264 НК РФ сказано, что рекламные затраты, не перечисленные в абз. 2—4 названной нормы, списываются на расходы в пределах 1% выручки от реализации. Как следствие, налоговая нагрузка на компании в части налога на прибыль увеличивается.

Отметим, что ранее о подобном подходе говорили контролирующие органы (письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2003 № 26-12/51408).

С такой позицией можно и нужно спорить, поскольку она противоречит действующему законодательству. Относить расходы на амортизацию НМА к прочим (в данной ситуации к рекламным) расходам — значит вступать в противоречие с основными принципами налогообложения прибыли организаций.

Амортизационные отчисления и прочие расходы являются самостоятельными группами затрат, смешивать их нельзя. Произведенные компанией затраты подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). Расходы, касающиеся производства и реализации, в свою очередь, включают в себя материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть причислены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в какой из них он учтет такие затраты. Такое правило предусмотрено в п. 4 ст. 252 НК РФ. Главное — прописать выбранный способ в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Если компания правомерно отнесла приобретенный объект авторского права, в данном случае рекламный видеоролик, к нематериальным активам, то никакого отношения к прочим расходам затраты на его приобретение уже не имеют. Нет никаких правовых оснований, чтобы учитывать суммы начисленной амортизации по правилам, установленным для прочих расходов.