1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2019

Народ желает кино простое, смешное и непременно бесплатное

В 2011 г. впервые за семь лет посещаемость кинотеатров в России снизилась, хотя количество современных кинозалов в стране увеличилось более чем на 10%. По мнению экспертов, это говорит о том, что отечественный рынок кинопоказа вошел в стадию насыщения. Чаще посещать кинотеатры россияне не могут из-за нехватки времени и наличия альтернативных способов просмотра новых фильмов (DVD или Интернет). Кроме того, многих граждан не устраивают репертуар кинотеатров и дорогие билеты.

По данным «Синемаскопа» (информационное издание компании «Невафильм»), кассовые сборы в РФ с 1 января по 31 декабря составили 1,16 млрд долл. (34 млрд руб.), общее число проданных билетов превысило 159 млн. При этом посещаемость российских кинотеатров в 2011 г. снизилась на 2%. Для сравнения: в 2010 г. этот показатель вырос на 18% по сравнению с показателем 2009 г.

Чтобы понять, чем вызван нисходящий тренд, независимая исследовательская компания Movie Research провела масштабный социологический опрос. В нем приняли участие около 8000 респондентов из 16 городов России.

Оказалось, что 39% респондентов, которые ходят в кино редко или вовсе не ходят, объясняют это дефицитом времени. Среди респондентов, ответивших подобным образом, преобладают те, кто много времени отдает работе и домашним делам. Нехватку времени в качестве причины называют также ученики и студенты.

Вторым по значимости обстоятельством, останавливающим россиян от более частого похода в кино, стало наличие альтернативных способов просмотра фильмов. В пользу таких способов высказались 17% участников исследования, редко посещающих кинотеатры. Респонденты данной группы предпочитают разовому походу в кино многократный просмотр фильма, купленного на DVD или скачанного из Интернета. Причем подобной логики в большей степени придерживаются мужчины.

Россияне ловят кино Сетью

На семинаре «Кинопотребители снижают свою активность?», прошедшем в рамках 87-го Российского международного кинорынка, социологи исследовательского холдинга «Ромир» и компании Movie Research представили результаты общероссийского опроса интернет-аудитории, который помог понять, насколько широкое распространение получил основной конкурент похода в кино — просмотр фильмов в Сети.

Как показало исследование, только 8% опрошенных не смотрят фильмы в Интернете и не скачивают их. Все остальные прибегают к трем основным способам интернет-кинопросмотра: почти три четверти респондентов (72%) смотрят фильмы в режиме онлайн, более половины (54%) скачивают их на интернет-ресурсах, а еще треть (33%) — в локальных сетях, большинство из которых дают возможность своим пользователям бесплатно обмениваться цифровым контентом.

Впечатляет та частота, с которой пользователи прибегают к онлайн-просмотру фильмов. 31% респондентов смотрят фильмы таким образом не менее раза в месяц, 49% — минимум раз в неделю, еще 13,2% — ежедневно.

Абсолютное большинство российских интернет-пользователей — 95% — прибегают к бесплатным формам кинопросмотра в Сети, тем самым голосуя за его основное преимущество перед походом в кино.

Третью строчку в рейтинге причин редкого посещения кинотеатров поделили сразу три ответа. По 11% респондентов, не являющихся активной кино­аудиторией, указали на несоответствие текущего репертуара кинотеатров своим ожиданиям, отсутствие подходящей компании для похода в кино и дороговизну билетов.

Как отметили в Movie Research, справедливость претензий к цене билета подтверждают статистические данные: по итогам 2011 г., в среднем по России она поднялась на 22 руб. (до 207 руб.). Это самый интенсивный рост за последние три года.

По данным компании «Невафильм», стоимость посещения кино в прошлом году возросла до 214 руб. (7,3 долл.), что на 12% выше уровня 2010 г. (195 руб., или 6,5 долл.). Темпы роста цены билета сокращаются: в 2010 г. удорожание составило 22%. Не такими быстрыми темпами, как прежде, растут и кассовые сборы. В 2011 г. российский бокс-офис (термин, обозначающий выручку от продажи билетов, применяемый в кинопрокате и театре) увеличился на 9%, тогда как в 2010 г. — на 44%. Одна из основных причин — сокращение 3D-наценки в кинотеатрах.

Несмотря на то что посещаемость кинотеатров снижается, современных кинозалов в стране становится больше. По данным на 1 января 2012 г., в России насчитывалось 2726 современных кинозалов в 925 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс — 2,9). Более половины современных российских кинозалов (54%) уже располагают цифровым оборудованием — 1472 экрана (в 698 кинотеатрах), из них 1434 имеют возможность 3D-показа.

Впрочем, рост рынка современных киноплощадок в абсолютных цифрах явно стабилизируется: в течение 2011 г. в стране было открыто 97 кинотеатров (352 зала) — практически столько же, сколько и в 2010-м (96 кинотеатров, 351 зал). Количество закрывающихся площадок снизилось по сравнению с предыдущим годом незначительно: были закрыты 27 кинотеатров (34 в 2010-м) с 50 залами (в 2010-м — 51).

«Таким образом, в 2011 г. российский рынок кинопоказа, как современного в целом, так и цифрового в частности, вошел в стадию насыщения, и можно с высокой долей вероятности полагать, что его дальнейший рост будет обеспечиваться не за счет внутренних факторов развития самого рынка, а благодаря внешнему воздействию: изменению технологий, увеличению доходов населения или принятию федеральными властями тех или иных решений, влияющих на развитие рынка кинопоказа в России», — заключили аналитики компании «Невафильм».

Кинопрокатчики займутся импортозамещением

В частности, влияние на развитие рынка кинопроката в РФ окажет реализация федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 гг.)» (принята постановлением Правительства РФ от 03.03.2012). Как указано в паспорте ФЦП, важнейшим целевым показателем программы является доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории РФ, которая к 2018 г. должна возрасти до 28%.

Эксперты считают, что эта задача выполнима. Например, в 2005 г. отечественное кино превышало планку 28% в денежном выражении: благодаря таким кассовым релизам, как «9-я рота» (сборы — 25,6 млн долл.) и «Турецкий гамбит» (18,5 млн долл.), на него пришлось 29,5% всех сборов. Похожая ситуация сохранялась и в 2006—2007 гг. — 27,6 и 27,9% соответственно.

В 2011 г. доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории РФ составила 23%. При этом, как отмечает Movie Research, по итогам прошлого года отечественные картины смогли отстоять свою долю в общих кассовых сборах, которая оказалась даже на полпроцента больше, чем в 2010 г., и достигла 16%. Повысить этот показатель с пугающе низких 9,7%, зафиксированных по итогам десяти месяцев 2011 г., удалось благодаря удачному выступлению российских фильмов в декабре и период новогодних праздников.

В 2011 г. российским фильмам впервые за пять лет удалось продвинуться в сторону большей окупаемости в прокате. Если прежде число картин, приносящих доход своим продюсерам от показа в кинотеатрах, не превышало пяти в год, то на этот раз в списке оказалось сразу восемь фильмов.

В рамках ФЦП в 2012—2018 гг. на поддержку отечественных кинокомпаний будет выделено 3,618 млрд руб., 1,18 млрд руб. пойдет на проведение кинофестивалей в разных регионах России и поддержку кинопроката отдельных фильмов, еще 467 млн руб. — на продвижение российского кино за рубежом. Для сравнения: в 2011 г. Министерство культуры на поддержку кино потратило 1,4 млрд руб., через Фонд кино за тот же период лидеры кинопроизводства получили 2,86 млрд руб.

Доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации, %

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

23

23,5

24

25

26

27

27,2

28

Источник: ФЦП «Культура России (2012—2018 гг.)»

к сведению

Россия занимает шестое место по объему кинорынка в мире

По данным Ассоциации кинокомпаний Америки (Motion Picture Association of America), опубликованным киноресурсом Variety, в 2011 г. объем российского кинорынка составил 1,15 млрд долл. Это позволило стране занять шестое место в мировом рейтинге по данному показателю.

Самый крупный в мире национальный кинорынок — североамериканский — достиг в 2011 г. 16-летнего минимума. Его суммарный объем — 10,2 млрд долл., что на 4% меньше, чем годом ранее (10,6 млрд долл.).

Самым быстрорастущим рынком оказался китайский: его объем увеличился за год на 35%, достигнув 2 млрд долл. Эксперты прогнозируют, что к 2015 г. Китай обойдет нынешних лидеров и станет крупнейшей кинодержавой, несмотря на то, что местные власти неохотно допускают на свою территорию иноязычные блокбастеры. До 2012 г. в КНР могло выходить не более 20 иностранных картин. Теперь лимит — до 30 фильмов.

В целом объем мирового кинорынка за 2011 г. возрос на 3%, составив 32,6 млрд долл.