1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Не мытьем, так катаньем привлечем эмитентов и инвесторов

Попытка ФСФР удержать ценные бумаги на российском рынке с помощью административных мер пока не удалась. Поправки в ФЗ «О рынке ценных бумаг», ограничивающие допуск российских эмитентов на зарубежные фондовые рынки, признаны «сырыми» и противоречащими международному праву. На этом фоне еще большую значимость приобретает совершенствование законодательства, регулирующего внутренний рынок ценных бумаг.

В ближайшее время думцы рассмотрят во втором чтении законопроекты о внесении изменений в ФЗ «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Они касаются как новых видов облигаций, так и порядка проведения первичного размещения ценных бумаг.

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, в частности, рекомендует уточнить порядок получения дохода при досрочном погашении облигаций, конкретизировать ситуации, когда требования по договору не могут выступать в качестве имущественного эквивалента по облигациям, определить набор параметров, включаемых в решение о выпуске облигаций.

Для того чтобы расширить круг потенциальных инвесторов, предложено предоставить возможность выступать в качестве таковых не только резидентам, но и нерезидентам. Владельцами облигаций, предусматривающих передачу в качестве имущественного эквивалента требования по договору, могут являться кредитные организации и профессиональные участники фондового рынка.

Чтобы избавить покупателя от приобретения «кота в мешке» и предоставить ему возможность полной оценки риска, предлагается обязать эмитента раскрывать информацию о состоянии заемщика. Законодательство о банковской тайне при этом не нарушается. Ведь если источник согласен на передачу сведений третьим лицам, то это уже не тайна. В случае «отсутствия согласия должника по договору на предоставление владельцам облигаций и раскрытие содержащейся в нем информации, а также иной информации, предоставляемой им эмитенту на основании договора» эмиссия облигаций запрещается.

Законопроект устанавливает также необходимость проведения оценки имущества, являющегося предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением. Причем стоимость, указанная в решении об их выпуске, не может быть выше, чем определил оценщик. Госрегистрация выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом прав требования, признается регистрацией залога соответствующих прав.

Кроме того, поправки регулируют вопросы первичного размещения ценных бумаг, уточняют порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг, содержание отчета или уведомления об итогах их выпуска, в том числе дополнительного, ответственность за его достоверность, полноту и сроки рассмотрения. Детально, с указанием сроков, прописан порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. В целях же защиты прав и законных интересов инвесторов предусматривается, что информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг ив реестре профессиональных участников фондового рынка, должна быть открытой и доступной для любого заинтересованного лица.

Понимая, что фактор времени для участников рынка не менее важен, чем правила игры, в случае принятия поправок законодатели намерены сократить срок вступления их в силу с 6 до 2 месяцев. Насколько предложенные новации повысят интерес эмитентов и инвесторов к внутреннему рынку, покажет начало следующего года.