1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 8339

Непростые перспективы рынка бытовой техники

Рынок крупной бытовой техники в 2011 г. показал стабильный рост и вышел на докризисный уровень. К концу текущего года производители холодильников, стиральных машин, маслонаполненных нагревателей и газовых плит могут рассчитывать на неплохие показатели. Но вступление России в ВТО рисует им непростую перспективу.

По данным аналитической компании Gfk TEMAX, за 2011 г. рынок показал 12,9% прироста и составил 192 864 млн руб. Хорошую динамику он демонстрировал на протяжении всего прошлого года. Если в I квартале, по данным Gfk TEMAX, его показатели достигли 41 800 млн руб., то в четвертом уже 55 514 млн руб.

Лидируют иностранные компании

Отечественный рынок бытовой техники, по данным РИА «Новости», занимает второе место в рейтинге товаров народного потребления, следуя за рынком продуктов питания.

По темпам роста российский рынок крупной бытовой техники является одним из наиболее активно развивающихся рынков Европы. Аналитики считают, что российский рынок — четвертый по величине в Европе с объемом в 2,6 млрд евро, где 27% приходится на холодильники, 25% — на стиральные машины. Холодильники и стиральные машины являются основными сегментами рынка. По заявлению Наталии Бобровой, руководителя PR-отдела ООО «БСХ Бытовая техника», сегмент холодильников составил 3,5 млн штук, столько же имеет сегмент стиральных машин.

Высокая активность потребителей сопровождается присутствием на рынке известных зарубежных брендов, занимающихся не только реализацией своей продукции, но и производством товаров на территории России.

В сегменте бытовых холодильников, морозильных камер и стиральных машин, по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей бытовой техники «РАТЭК», это прежде всего компании Indesit, Bosch, BEKO и LG.

Компания Indesit, представленная на рынке ЗАО «Индезит Интернэшнл», является лидером на отечественном рынке крупной бытовой техники. Производственной базой корпорации является Липецкая область, где расположен принадлежащий компании бывший завод по производству холодильников «Стинол». Там же расположен завод по производству стиральных машин. Производственная мощность российских предприятий компании составляет примерно 3 млн единиц в год. Там же она наладила производство по выпуску комплектующих деталей для холодильников и стиральных машин, выпускаемых в Липецкой области. На сегодняшний день, по данным компании, общая численность рабочих составляет 6500 человек.

Компания ООО «БСХ Бытовые приборы» — российское производственное подразделение германского концерна BSH Bosch and Siemens Home Appliances Group — была основана в Санкт-Петербурге в 2005 г. На 24 га рядом с пригородом Санкт-Петербурга — городом Стрельна был построен завод по производству холодильников мощностью до 500 000 штук в год.

На сегодняшний день, по словам Н. Бобровой, компания выпускает 120 000 стиральных машин в год. В Стрельне было также заложено специализированное предприятие по производству стиральных машин, запуск которого запланирован на 2012 г. Его проектная мощность составляет 350 000 штук в год.

По соседству был открыт логистический центр, обеспечивающий отгрузку 40 грузовиков готовой продукции в день. На предприятии работают более 800 человек и еще 200 будут приняты на открывающийся завод стиральных машин. Доля компании в сегменте стиральных машин, по словам Н. Бобровой, выросла в 2011 г. примерно на 2,5%, по холодильникам — на 1,5%.

На 2011 г., по сообщению пресс-службы ООО «БСХ Бытовые приборы», корпорацией было инвестировано в производство 100 млн евро. Компания оценивает свою долю на российском рынке в 17%.

Корейская компания LG, начавшая свою деятельность в России с открытия в 1997 г. научно-исследовательской лаборатории в Санкт-Петербурге, построила в Подмосковье крупный завод по производству холодильников, стиральных машин, телевизоров и мониторов для компьютеров.

Компания BEKO — часть корпорации Koc Holding Durable Goods Group — начала продавать свои товары в России в 1997 г. В 1999 г. было открыто представительство в России, а в октябре 2006 г. открылся собственный завод в г. Киржаче во Владимирской области. В настоящее время, по словам пресс-службы компании, ВЕКО занимает шестое место по продаже бытовой техники в России. Руководство ВЕКО планирует расширять производственные мощности и войти в тройку лидеров на российском рынке бытовой техники.

На рынке крупной бытовой техники наряду с известными международными брендами, по данным РАТЭК, представлен ряд отечественных предприятий, таких как владимирская компания Vestel, красноярское ОАО «КЗХ „Бирюса“», саратовское ОАО «СЭПО», зеленодольское ФГУП «ПО „Завод имени Серго Орджоникидзе“», смоленское ОАО «Айсберг» и ОАО «Орский механический завод».

Несмотря на то что многие из них в последнее время добились неплохих результатов, а компания Vestel вошла в список наиболее динамично развивающейся предприятий страны, симпатии покупателей, а вместе с ними и основные доли продаж принадлежат иностранным производителям.

Не производством единым

Чтобы упрочить положение на рынке, компании-производители регулярно предлагают торговым сетям наиболее удобные схемы работы. Так, компания Indesit изменила процесс продаж товаров, предназначенных для российского рынка, основав для этого компанию ООО «Индезит РУС». Изначально Indesit работала в России без торговой компании. Через существующее в Липецке ЗАО «Индезит Интернэшнл» она осуществляла лишь контроль за функционирующими производствами и логистическим центром. Со второй половины 2010 г. компания через «Индезит РУС» стала импортером, продающим технику зарубежного производства на российском рынке. «Индезит РУС» сама осуществляет процесс растаможивания товаров и ввоза техники в Россию, используя для этого собственный логистический центр. До этого торговые сети самостоятельно закупали технику в Европе и ввозили ее в Россию. Приход компании Indesit в сферу торговли позволил ретейлерам точнее планировать закупки и уменьшать тем самым количество лишнего стока.

50% рынка принадлежит крупным федеральным ретейлерам, таким как «Эльдорадо», «М.видео», «Техносила» и др. По 25% приходится на региональные торговые сети и небольшие магазины, включая рынки.

Наиболее популярным местом приобретения бытовой техники сейчас можно назвать магазин, входящий в большую торговую сеть. В них россияне сегодня совершают 64% всех покупок. Причем подавляющую массу покупателей составляют граждане со средним доходом. 19% граждан предпочитают совершать покупки в специализированных магазинах. На ярмарки и рынки приходится не более 11%, 6% остается на интернет-магазины.

В целом ситуация на рынке радует ретейлеров, и в 2012 г. они надеются выйти на докризисный уровень продаж. По словам менеджера по связям с общественностью компании «М.видео» Антона Пантелеева, в 2011 г. компания продала 496 000 холодильников, 566 000 стиральных машин, 75 000 газовых плит, 79 000 встраиваемых газовых панелей, 91 000 маслонаполненных радиаторов.

Относительно небольшой в настоящее время сегмент интернет-магазинов активно развивается, все больше становясь популярным местом покупок у жителей российских мегаполисов. Основными товарами, пользующимися спросом у посетителей интернет-магазинов, являются электроника и предметы бытовой техники. РИА «Новости», ссылаясь на данные аналитического агентства InSale, опубликовало данные, согласно которым в 2011 г. пользователи потратили на них 57,3 млрд руб. Столь значительные успехи продавцов интернет-магазинов объясняются прежде всего достаточно высокой занятостью населения в крупных российских городах и более низкими, как правило, ценами по сравнению с традиционными торговыми площадками.

Кроме того, ведущие компании-производители много сил и средств вкладывают в расширение ассортимента предлагаемой продукции. По мнению генерального директора «БСХ Бытовая техника» Ханс-Керстена Хрубеша, «основной сегмент роста — встраиваемая техника. На долю встраиваемой приходится 10% российского рынка крупногабаритной техники в денежном выражении. Однако мы прогнозируем 30-процентный рост. В Европе спрос на встраиваемую технику начался около десяти лет назад, в России он происходит сегодня. Ведь Россия — молодой рынок. Обычно чем больше насыщается рынок отдельными бытовыми приборами, тем сильнее растет сегмент встраиваемой техники».

Российский рынок крупной бытовой техники, считает Ханс-Керстен Хрубеш, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать производителям. По его мнению, в нашей стране «популярны узкие, небольших размеров стиральные машины. Ведь российские ванные комнаты маленькие». Также, оказывается, российским домохозяйкам зачастую нужны специальные программы для стирок.

На сегодняшний день, по мнению Н. Бобровой, для рынка крупной бытовой техники характерно возрастание влияния азиатских игроков, в первую очередь компаний LG и Samsung. В то же время, по ее мнению, компания Indesit, «традиционно сильная в низких и средних ценовых категориях, теряет свои позиции». Одновременно «растет доля дешевых товаров в общих продажах на фоне продолжающейся консолидации розничных игроков».

ВТО тревоги нашей

Объявленное вступление России в ВТО может пагубно отразиться на индустрии бытовой техники, считает президент РАТЭК Александр Онищук, направивший недавно письмо заместителю министра экономического развития Александру Лихачеву. В послании говорится: «Проанализировав договоренности России и ВТО, мы пришли к выводу, что отечественные и международные производители холодильников, стиральных машин и газовых плит могут потерять преимущество перед своими зарубежными конкурентами ввиду значительного снижения таможенных ставок ввозимой пошлины на готовую продукцию». Так, пошлина на готовые стиральные машины снижается с 15 до 10% в 2015 г., а пошлины на комплектующие — с 13 до 7%, но лишь в 2017 г. В целях сохранения отрасли ассоциация, по словам ее пресс-секретаря Антона Гуськова, «предлагает снизить ставки пошлин на комплектующие для холодильников, стиральных машин, газовых плит и маслонаполненных радиаторов уже в 2012 г. В РАТЭК боятся, что снижение пошлин на импортную технику сделает нецелесообразным локальное производство, а товар, произведенный в России, потеряет свою конкурентоспособность.