1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Деньги на ветерок

Комфортабельная езда требует огромных средств

Вакуум инвестиционных проектов, на который жаловались главы экономических ведомств, сменился потоком масштабных бизнес-предложений. Вслед за «Базовым элементом» и московским правительством (см. «ЭЖ» № 37) на средства Инвестиционного фонда претендует Минтранс. О планах строительства ряда платных автомагистралей рассказал на пресс-конференции замминистра Александр Мишарин.

Ликвидировать российское бездорожье, по мнению экспертов Министерства транспорта, можно, только увеличив в два раза протяженность сети автотрассс твердым покрытием. То есть нужно построить порядка полутора миллионов километров магистралей. При современных темпах строительства и финансирования по нормальным дорогам смогут ездить наши далекие потомки лишь в начале XXI века.

Решить проблему можно гораздо раньше, если привлечь частный капитал вкупе со средствами Инвестфонда и создать сеть платных дорог. В Европейском союзе, по оценке Минтранса, доля коммерческих автомагистралей составляет в среднем 65%.

Первой платной ласточкой автодорог станет трасса между двумя столицами. На протяжении 650 км водители смогут ехать с ветерком, не опасаясь крутых поворотов: все геометрические параметры дороги рассчитываются исходя из скорости150 км/час. Количество полос движения составит от Москвы до Шереметьево —10, от аэропорта до Клина— 8 и далее 6 — до Ленинградской области, где трасса опять расширится до 8. Стоимость проезда от Питера до Москвы составит 600 руб., легковушками — вдвое дешевле.

Обойдется все это удовольствие в 200 млрд руб., строительство по проекту займет 7 лет, впрочем Минтранс уверен, что фактический срок будет не больше 5.Непонятно, правда, почему проектный и реальный сроки строительства отличаются на два года. Главное, чтобы с экономическими показателями и уровнем качества не было такого же «люфта».

Александр Мишарин подчеркнул, что разработка проекта и расчет всех технико-экономических показателей были прозрачными (радоваться ли этому факту или грустить о том, что если подобных оговорок не делается, значит, и прозрачности нет,— решайте сами). Так или иначе, но Минтранс провел конкурс, который выиграл консорциум, включающий в себя российский «Гипродорнии» и зарубежные «Эрнстэнд Янг», «Фрешфилд Брук-хаус Дирингер» и «РамбольДанмарк А/С».

Государство и частные инвесторы поделят расходы 50:50, причем уже сегодня желающих участвовать в реализации проекта хватает. К строительству автотрассы проявляют интерес даже китайские компании. Возврат средств, вложенных предпринимателями, займет 8—10 лет, держава надеется вернуть свои деньги через 12—15.

Кроме трассы между двумя столицами Минтранс хочет получить средства фонда для строительства ряда других платных магистралей:

  • подъезда к аэропорту Домодедово длиной 22,6 км;
  • нового выхода на МКАД в обход Одинцово;
  • трех участков федеральной трассы М-4 «Дон»;
  • ряда отрезков трактаМ-7 «Волга» и многих других дорог.

Масштабным проектом обещает стать Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области протяженностью 442,7 км (сегодня водители ее часто называют «бетонкой»), Средств Инвестфонда, размер которого составит 69,7 млрд руб., на все эти проекты конечно же не хватит. Но в Минтрансе считают, что вполне реально ежегодно привлекать на основе механизмов частногосударственного партнерства порядка 10 млрд дол. сторонних инвестиций.