1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Налоговое одеяло. Тянут-потянут...

Тот факт, что в ходе налоговой реформы была отменена масса налогов, поступающих в региональный и местный бюджеты, обычно оценивается положительно — с позиции налогоплательщиков. Однако у этой медали есть и обратная сторона — падение доходов регионов. Как в такой ситуации найти компромисс, выясняли участники экономического форума в Перми «Налоги и экономический рост в регионах России».

Если налоговые доходы регионов будут постоянно снижаться, то большинство субъектов Федерации неизбежно придут к сметному финансированию. Главной задачей региональных властей при этом будет грамотно составить, обосновать, защитить смету, а затем отчитаться о целевом расходовании выделенных средств. Понятно, что развитию территорий такой подход ни в коей мере не способствует.

По оценкам Сергея Штогрина, зампредседателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, общий доход страны в 2006 г. составит 10,3 трлн руб. Из них 7,3 трлн будут находиться в распоряжении федерального правительства (доходы федерального бюджета, Стабфонд и бюджеты ПФР,ФСС и ФОМС), а субъекты Федерации получат около 3трлн руб. При этом межбюджетные трансферты будут составлять более 1,5 трлн руб. Из них около триллиона — это помощь Пенсионному и другим фондам. Оставшиеся 520 млрд получат субъекты РФ.

Получается, что вроде бы налогов собирается все больше, но все длиннее становится очередь в Минфин за деньгами. Связано это, по мнению Евгения Бушмина, председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, с тем, что все основные, скажем так, доходные налоги идут федеральному центру, а регионы и муниципалитеты довольствуются весьма скромной налоговой базой (налоги на имущество организаций и физлиц, на игорный бизнес, земельный, транспортный).

При этом нельзя сказать, что они «беспроблемные». Еще неизвестно, например, как с 1 января 2006 г. поведет себя тот же самый земельный налог, являющийся основным источником доходов муниципалитетов— кадастр-то дорабатывается на ходу.

Другой момент — наличие федеральных льгот по налогам, поступающим в бюджеты более низкого уровня. Е. Бушмин считает, что, к примеру, по налогу на имущество организаций право предоставлять льготы должно быть только у региона. Если он этим правом не воспользовался, то налог должны платить все. Наверное, одномоментный переход к такой системе невозможен, но на первом этапе для эксфедеральных льготников можно было бы предусмотреть пониженную ставку.

Кроме того, по мнению сенатора, необходимо изменить схему уплаты НДФЛ: взимать его не по месту, где зарегистрирована организация, в которой трудится человек, а по месту жительства физического лица, то есть по месту оказания ему бюджетной услуги. Попробовать реализовать это на практике с 2007 г., кстати, готово руководство Пермской области, и и. о. губернатора Олегу Чиркунову (интервью с ним читайте на с. 6 этого номера) удалось убедить замминистра финансов Сергея Шаталова в необходимости проведения такого эксперимента.

В общем, куда ни кинь, всюду клин… В регионах прекрасно понимают, что без снижения налоговой нагрузки на бизнес трудно рассчитывать на экономический рост. Между тем реальных инструментов управления этой самой налоговой нагрузкой у региональных властей нет (слишком уж мал их лоскут «налогового одеяла»). Вроде бы есть право снижать налог на прибыль за счет поступающих в бюджет субъекта средств, но одно предположение о том, что кто-то этим правом воспользуется, вызывает массу криков из серии «Опять офшор!».

Трудно не поддержать Алексея Чернова, депутата Законодательного собрания Пермской области, поинтересовавшегося: «Зачем сначала у регионов забирать деньги, а потом с федерального уровня комплектовать муниципальные больницы?» Но с федеральными налогами Минфин расставаться не спешит.